Для Ульяновска и местной власти начинается новая веха – управлявшего городом последние 10 лет Сергея Панчина сменил руководитель из правительства Дмитрий Вавилин. До официальных конкурсных процедур он работает с приставкой и.о., но на место градоначальника его прочили еще с прошлого года. В эксклюзивном интервью Вавилин рассказал 73online.ru о своих первых шагах в новой должности – как намерен решать ключевые городские проблемы: с транспортом, дорогами, рекламой на фасадах зданий и падающими деревьями.

Встреча состоялась в кабинете, доставшемся Дмитрию Вавилину по наследству от Сергея Панчина. Пока вещи исполняющего обязанности главы города томятся в коробке, он сидит в окружении наград и сувениров своего предшественника — Панчин решил оставить их в стенах администрации. Перед началом интервью градоначальник показал свой обеденный сухой паек из "Военторга": "В таком плотном графике очень выручает!". Вавилин бодро отвечал на вопросы, отмечая, что готов освоиться в новой должности за месяц, ведь "времени на раскачку нет". Для него заниматься городским хозяйством не вновинку — свою карьеру на госслужбе он начинал в 2006 году в комитете по транспорту и дорожному хозяйству Ульяновской области под руководством Андрея Тюрина (сейчас зампред правительства региона). Также за два месяца в должности замглавы города в прошлом году успел познакомиться со всей командой горадминистрации.

Уговорили за две недели

— Конкурс на должность главы администрации открыт для желающих, но вас уже называют состоявшимся градоначальником. Вы намерены сразу же приступить к полноценной работе?

— Да. Участие в конкурсе, конечно же, приму. Понимаю, что за это место будет борьба, ожидаю не менее пяти кандидатов. В городе много людей, кто знает городское хозяйство и умеет работать с общественным мнением. Все придут на конкурс со своей программой, и, на мой взгляд, итоговое "послеконкурсное" развитие города наверняка включит в себя элементы программы каждого кандидата.

— Долго обсуждалось ваше назначение?

— В пределах двух недель. Была не одна встреча, в том числе и Алексей Юрьевич (глава региона Алексей Русских — прим. ред.) собеседование проводил, знакомились и обсуждали вопросы развития города, и решение такое было принято, я дал свое согласие.

Проблемы городской среды

— Когда Алексей Русских приехал в регион, он не раз говорил, что Ульяновск показался ему очень тёмным — не хватает освещения в центральной части города, во дворах. Какую работу вы для себя наметили в этом направлении? Что будет сделано, когда?

— Проблема с освещением действительно есть и состоит из двух частей. Первая — это небольшие улочки, придомовые территории, дворовые пространства. Здесь просто не хватает светильников. У нас есть определенные наметки, в том числе через использование энергосервисных контрактов, работу с управляющими компаниями. Куда двигаться, мы понимаем. Вторая причина — у города просто нет средств, чтобы оплачивать электроэнергию в темное время. Поэтому уличное освещение где-то отключается в 11 часов вечера, где-то в 12, где-то в час ночи — в зависимости от интенсивности движения по улице.

— А вы сами как считаете, нужно эту проблему решать?

— В идеале город должен освещаться всё тёмное время суток. Сможем ли мы в следующем году обеспечить такой режим? Я не уверен. Но задача сделать это по максимуму перед нами стоит. Отработаем первоочередные магистральные улицы и улицы второй категории. Это Московское шоссе, Пушкарева, Минаева, Октябрьская, 50 лет ВЛКСМ, проспект Гая, Локомотивная. Здесь нужно продлевать время горения светильников. С 11 вечера город переходит на режим 50%-го уличного освещения — половина фонарей выключается. По предварительным расчётам, нужно найти дополнительно как минимум 70 млн рублей, чтобы добиться 100%-го освещения. Деньги очень приличные для городского бюджета. Здесь также важно снизить потребление электроэнергии с помощью энергосберегающих светильников.

— Следующий вопрос касается рекламных конструкций, ведь эта тема тоже для Ульяновска наболевшая. Воюют с рекламой и архитекторы, и простые горожане, но почему-то проблема на городском, региональном уровнях не решается. Как вы считаете, кто должен нести за это персональную ответственность? И наметили ли для себя какие-то цели?

— Всё, что связано с рекламной деятельностью, я бы разделил на две части. Первая — это наружная реклама на специализированных площадках, билбордах и стендах. Поскольку здесь идет речь об арендных отношениях, этой работой будет заниматься городское управление по муниципальному имуществу. Вторая часть — это рекламные сообщения, плакаты на фасадах зданий. Эти конструкции надо приводить к единообразию. Сегодня то безумное количество рекламы, которое вывешивают различные организации, очень сильно загрязняет город. Это направление отдадим управлению архитектуры. Мы сейчас определяемся по структуре управления, будут ли полномочия переданы на областной уровень или останутся в городском ведении. Есть еще проблема — место главного архитектора вакантно, а он городу однозначно нужен. Это должен быть урбанист, который смотрит далеко вперёд, который приводит в порядок не только внешний вид зданий, но еще и занимается стратегией развития города.

— Желающие на место главного архитектора есть?

— Скорее всего, это будет иногородний человек. Специалист с определенным бэкграундом, с опытом работы в должности главного архитектора.

— В некоторых Telegram-каналах уже озвучивались кандидатуры урбанистов из Нью-Йорка и Израиля...

— Значит, они будут участвовать. На прошлой неделе мы объявили международный конкурс по благоустройству Свияги. Он пройдет в августе, и уже заявились не только российские архитекторы-урбанисты, но и зарубежные. Наверное, конкурс совпадёт по времени с рассмотрением кандидатов на должность главного архитектора. Мы не исключаем, что заявятся зарубежные участники.

Общественный транспорт: с «Газелями» не будет экономики

— Вы заявляли о намерении усилить транспортный блок. Что будет сделано в первую очередь?

— Действие многих разрешений на перевозки заканчивается 1 января. Поэтому в течение четвертого квартала половину маршрутов надо расторговать и определить подрядчиков. С прежней структурой перевозок — большим количеством «Газелей», микроавтобусов малой вместимости, нормальной экономики не будет. Затраты предпринимателей растут из-за роста цен на горючее и металл, а тарифы на проезд у нас одни из самых низких что по России, что по ПФО. К примеру, ульяновский завод «СИМАЗ» выпускает хорошие автобусы средней вместимости, которые работают на природном газе и по затратам очень близки к затратам «Газелей», но мест там больше. Благодаря им доходность может быть увеличена в 1,5-2 раза. И если перевозчик перейдёт на подобные автобусы, через год-два только выиграет. Поэтому при проведении конкурсных процедур будем давать дополнительные баллы тем участникам, которые используют автобусы такого типа.

Большой упор будем делать на наш электротранспорт. В планах до 1 мая следующего года купить как минимум 20 новых трамваев и 30 троллейбусов. Причем троллейбусы будут с возможностью автономного хода без использования контактной сети, чтобы связать левый и правый берега. Сейчас заканчивается строительство развязки на Президентском мосту, которая непосредственно выведет нас на Верхнюю Террасу. Думаем о проектировании прямой дороги с улицы Оренбургской в Новый город, минуя Димитровградское шоссе, улицу Деева и проспект Созидателей. Затраты превысят 4 млрд рублей, мы рассчитываем на существенную поддержку со стороны федерального правительства и Министерства транспорта РФ.

Бизнесу — помощь, бюджету — налоги

— Сейчас город получает всего 3% с доходов предпринимателей, вы говорили, что должно быть не менее 10%. В какие сроки и каким образом вы намерены выйти на этот показатель?

— На планку в 10% должны выйти в течение трёх лет. Здесь несколько направлений. Первое и главное — это развитие малого и среднего предпринимательства. До ковидного года оно развивалось у нас очень хорошими темпами. Сейчас, к сожалению, количество предпринимателей сократилось на 3 200 человек в сравнении с данными на 1 мая прошлого года. Всего их было 34 тысячи, а сейчас 31 тысяча - снижение на 7%. Наша задача — увеличивать каждый год количество представителей малого бизнеса минимум на 7-10%.

— Как планируете это делать?

— Есть проблема в привлечении финансирования на развитие предпринимательства. Банки, как правило, требуют залогов на предоставляемые кредиты, гарантий возвратности средств, при этом проекты есть очень хорошие, перспективные. Будем работать с нашим региональным министерством экономики и промышленности. Пока в планах создать отдельные инструменты, в том числе и на уровне муниципалитета, по развитию бизнеса. Здесь есть принципиальный момент — каждый рубль, который направляется на поддержку предпринимательства, не просто отдается человеку, он должен принести обратно в муниципальный бюджет как минимум два рубля. Сегодня каждое новое рабочее место приносит городу только 15% налоговых отчислений, 85% уходит в регион. Совместно с другими муниципальными образованиями обращаемся к правительству Ульяновской области, к федеральному правительству с просьбой о пересмотре уровня распределения налогов между различными видами бюджетной системы, чтобы у муниципалитета был стимул для развития предпринимательства.

О благоустройстве

— А что с благоустройством дворов? На чем вы сегодня сосредоточитесь?

— Задача за три года привести в порядок абсолютно все дворы. Ни одной ямы на придомовой территории, на внутриквартальных проездах не должно остаться вообще. Где-то будем проводить карточный ремонт, где-то — капитальный. Нужно разобраться со всеми серыми зонами. Это атавизм, что в 21 веке в городе есть брошенные бесхозные участки. МБУ «Дорремстрой» будет обслуживать все территории, на которых используется асфальто-бетонное покрытие. По нашим расчетам, на благоустройство дворов нужно одномоментно направить порядка 1,5 млрд рублей.

— А будут ли в Ульяновске благоустраиваться пляжные зоны и как?

— Город расположен на двух больших реках — Волге и Свияге, и то, что у нас только одно официальное место, где можно купаться, не устраивает ни жителей, ни руководство области и города. Поэтому в ближайшие два года создадим как минимум четыре новых места для купания. Часть работ постараемся успеть в этом году. К сожалению, бюджеты уже свёрстаны, потребуется перераспределить средства. Сосредоточимся на Центральном пляже — там есть куда развиваться. Также займемся пляжами в районе «Аквамарина» и на улице Шолмова, в посёлке Борьба и в Новом городе.

— Сколько на это нужно денег?

— Все зависит от того, чего мы хотим. Если просто засыпать берег песком и сделать спуск в воду — это одно количество денег. Но мы понимаем, что современный пляж должен быть не таким, а благоустроенным, с дорожками. Должен быть сервис, должны стоять шезлонги, работать спасательные службы, пункты общепита и т. д. Все это потенциальные возможности для бизнеса. У нас практически полностью отсутствует инфраструктура для активного отдыха на воде: все, что связано с водными лыжами, скутерами, водно-моторными видами спорта, катерами. Я не исключаю, что часть пляжей мы отдадим в управление бизнесу — с условием, что вход будет бесплатным. Зарабатывать предприниматели смогут на дополнительных услугах, и за счет этого помогут нам благоустраивать берег.

— Еще одна боль — нелегальные парковки, которые не хотят содержать свои территории. Что делать с ними? Как их заставить адекватно взаимодействовать с жителями и нормально работать?

— Появление таких парковок объясняется тем, что часть территорий у нас относится к серым зонам, которые не закреплены ни за одной эксплуатирующей организацией или муниципалитетом. Такого просто не может быть. Мы будем закреплять всю городскую территорию за балансодержателем, а вот он уже должен распоряжаться этой землей. Мы ни в коем случае не выступаем против парковочного бизнеса, но условия должны быть цивилизованными. Первый шаг — ликвидация серых зон и присвоение балансодержателя всем территориям. Второй — выставление на торги земельных участков, которые могут быть использованы для создания парковок. Третий — принятие нормативных документов по архитектурному облику, как должны выглядеть и какие требования должны предъявляться к парковкам. И когда мы эту систему примем, тогда и уйдем от нелегальных стоянок. Я думаю, что в течение двух лет этот вопрос вполне возможно решить.

— А что с муниципальными парковками? Хорошая была идея, изучали опыт регионов. От нее отказались?

— Я не знаю настолько глубоко всей истории, точно не отвечу, что было не так. Я руководствуюсь нашим действующим законодательством. Есть закон о развитии конкуренции, который чётко гласит: в секторе экономики, где государство не выполняет какой-либо функции, его быть не должно. Это и есть развитие малого и среднего предпринимательства, занятости населения. На мой взгляд, тратиться на создание инфраструктуры для парковок муниципалитету самому нет необходимости. Муниципальным должен быть бизнес, который касается вопросов жизнеобеспечения и безопасности граждан, а там, где таких требований нет, должны работать частники.

— На аппаратном совещании с губренатором обсуждалась идея заменить тополя, с которых летит пух, другими культурами — липой, пирамидальным тополем. Как вы относитесь к такой идее?

— Идея замечательная, но реализовать ее будет непросто. Количество высаженных тополей в советское, постсоветское время очень значительное. В городе 6 тысяч деревьев находятся в аварийном состоянии, более 50 тысяч требуют обрезки. В основном это тополя. Проблема не просто в их количестве, а в том, что они переросшие. С одной стороны, тополь обладает наименьшей механической прочностью, с другой, как говорят эксперты, является самым большим производителем кислорода. Есть и негативная черта для населения — тополиный пух. Поэтому тополя, конечно, желательно заменить, но вот на что — здесь надо хорошо подумать и просчитать, чтобы мы не сделали хуже экологии.

— Объемы по спилу аварийных древьев и обрезке будут увеличиваться?

— Планируем сделать программу на три года по обрезке переросших деревьев и сносу аварийных. Требуется увеличить финансирование, а бюджет ограничен. Поэтому сейчас определяемся, по какому пути идти: либо закупить технику, принять сотрудников и силами муниципальных предприятий сносить и обрезать деревья, либо потратить деньги и нанять бригады. Так мы освобождаемся от бремени содержания техники и быстрее сможем реализовать эти мероприятия. Я поставил задачу перед городскими службами как минимум в два раза увеличить количество бригад, которые у нас заняты на опиловке деревьев — было по одной в каждом районе, а теперь станет по две. В планах в течение июля перейти на 15-16 бригад по всему городу. Как минимум 20 млн рублей необходимо изыскать в этом году.

— Расскажите о ремонте дорог.

— МБУ «Дорремстрой» все лето занимается ямочным ремонтом. Участки, которые разрушены сильнее, мы включаем в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня в нем 19 таких дорог, работы ведутся на 16 участках. Все запланированное закончим, скорее всего, до 1 сентября. У подрядчиков есть возможность отремонтировать еще три-четыре дополнительные улицы, поэтому работаем с Министерством транспорта РФ, чтобы уже в этом году получить дополнительные деньги. В план на этот год не попали масштабные работы на улице Рябикова, Камышинской. Есть проблемы в Заволжье — необходиимо продолжать ремонт проспектов Ульяновского и Созидателей. Планируем в этом году приступить к ремонту Московского шоссе. Капитально отремонтируем дорогу на улице Академика Павлова (от Димитровградского шоссе до выезда из города в сторону Красного Яра).

Новое кресло — новая жизнь

— Вы недавно подписали распоряжение о стимулировании сотрудников администрации, муниципальных предприятий, учреждений, которые привились вакциной против коронавирусной инфекции. Предоставили людям до трёх дней оплачиваемых выходных. Насколько это оправданная мера?

— На 100% оправданная. Есть скептики, которые заявляют, что чиновники будут отдыхать за счет их налогов. Но эти дни не для отдыха, это время человеку восстановиться после вакцинации. Все люди по-разному реагируют на препараты. Я сам, сделав первую прививку, чувствовал себя комфортно, а вот на втором этапе вакцинации вечером поднялась температура. На следующий день я отпросился с работы у губернатора. Поэтому легче предоставить человеку три дня выходных, чем потерять его надолго, если ухудшится состояние.

— Недавно вышло интервью с депутатом Гордумы Антоном Антиповым, где он сказал, что вы не отвечаете на телефонные звонки депутатов.

— Отчасти это правда. Например, пока мы с вами говорим, мне поступило 25 звонков. Естественно, в такие моменты я отвечать не могу. Много времени руководитель проводит на совещаниях. Как правило, в районе 9-11 часов вечера я перезваниваю по всем пропущенным вызовам. Очень удобно общаться по СМС. Я сразу заранее всех предупреждаю: если я не отвечаю, пожалуйста, пишите. На СМС я всегда отвечу. Никаких препонов по общению с депутатами нет и быть не может. Я для всех открыт, со всеми в сентябре-октябре прошёл каждый округ, получил срез по проблематике. В ближайший месяц я планирую опять посетить все 40 округов с каждым из депутатов. Поэтому с Антоном Антиповым мы обязательно повстречаемся и все интересующие его вопросы разберем.

— Как вы будете строить работу с населением? Потому что ваш предшественник, бывало, открыто озвучивал свой телефон, но потом, к сожалению, на звонки жителей и журналистов не отвечал. А вы как? Готовы?

— Я всегда, на всех встречах готов раздавать свой номер телефона. Собственно, уже сделал это. К примеру, с жителем проблемного дома на проспекте Нариманова мы в активной переписке. Здание в прошлом году пришлось признать аварийным из-за больших проблем с кровлей. Сегодня поступило СМС с просьбой приехать и помочь в решении дальнейших проблем. Включаю в план работы, в течение этой или следующей недели обязательно посещу. Я и сейчас могу публично озвучить свой номер телефона, вы его можете распространить в СМИ: +79278149048. Не гарантирую, что отвечу на все звонки, но что приму все обращения и по ним начнется работа, это точно.

— После назначения прошло две недели, ваша жизнь как-то изменилась?

— Я больше времени стал проводить на улице. Даже немного обгорел. Должность министра развития экономики и промышленности предполагала больше аппаратную, штабную работу. Муниципальная служба в первую очередь требует решения конкретных проблем на улицах. Без посещения жителей, проблемных объектов городом просто невозможно управлять. Поэтому больше работы на свежем воздухе.

— Почему все-таки так случилось, что осенью вы не остались в мэрии, а вернулись в правительство?

— В 2020 году мы столкнулись с последствиями коронавируса. Многие предприятия остановились в течение апреля, мая, половины июня, и бюджет начал терять налоговые поступления. А это зарплаты медикам, врачам, учителям, работникам культуры, это исполнение других социальных обязательств. И Сергей Иванович (бывший губернатор региона Сергей Морозов — прим. ред.) попросил вернуться в правительство, чтобы совместно с минфином поработать над восстановлением экономики. Очень быстро нужно было принимать решения по поддержке предприятий, разных отраслей бизнеса. Нужен был человек с определенным опытом, поэтому я вернулся не просто так. Было создано новое министерство, которое объединило в себе работу с инвестициями, новыми проектами, новыми предприятиями, малым и средним предпринимательством. Нашей команде удалось сформировать базис для восстановления экономики после последствий пандемии.

Дарья Косаринова

При участии Алены Хорьковой

Дарья Гордеева