Депутаты ульяновского Заксобрания обиделись на руководство УАЗа: его представители не пришли на вчерашнее заседание по увольнению сотрудников. На предприятии парируют: просили переноса. Из-за неявки руководства автозавода депутатам до сих пор остаются непонятны масштабы увольнений. Яснее ситуация должна стать сегодня: федерация профсоюзов планирует встретиться с гендиректором предприятия Адилем Шириновым.
Напомним, 25 июля Ульяновский автозавод объявил о старте программы добровольного высвобождения сотрудников из офисных, вспомогательных и сервисных подразделений. В случае увольнения по соглашению сторон работникам выплатят компенсацию в три зарплаты. Так хотят повысить производительность и снизить управленческие расходы. Сколько сотрудников уйдет таким образом, на предприятии пока сказать не могут. По данным газеты "Ведомости", численность планируется снизить примерно на 1000 человек. Всего на заводе работает около 8900 человек. Получается, число сотрудников УАЗа может снизиться более чем на 10%.
В среду, 31 июля, ситуацию планировали обсудить в областном Заксобрании. На встречу депутаты пригласили представителей службы занятости, профсоюза предприятия и министерств. Но главные гости – из руководства УАЗа – не явились. По словам первого зампреда областного парламента Василия Гвоздева, участие отменили прямо перед началом совещания: посчитали "нецелесообразным приходить с учетом критики, которая обрушилась на руководство завода".
Начальник департамента информации и общественных связей УАЗа Константин Сазонов говорит, что просили перенести встречу на другой день:
– Мы заблаговременно попросили переноса совещания на 12 августа. В целом Ульяновский автомобильный завод готов к конструктивному диалогу вне директивной повестки для совместного определения с правительством региона необходимых двусторонних социально-экономических мер, направленных как на сохранение стабильности на рынке труда, так и на повышение эффективности производства.
Между тем, в ЗСО всерьез озабочены ситуацией с увольнениями. Василий Гвоздев считает, что предприятие должно было предупредить власти еще в апреле-мае.
– Мы категорически против такого, мягко говоря, несогласованного ни с правительством, ни с ЗСО сокращения людей. Во-первых, это социально-значимое действие, которое приводит к большому напряжению в обществе. Даже если в теории оно производству УАЗа необходимо, то руководство должно было поставить всех в известность за несколько месяцев. Предварительно выработать механизмы, которые защитили бы людей, помогли устроиться. А получилось, что они приняли решение сами, никого в известность не поставили. Очень не социальная и не ответственная позиция капиталистов, по-другому не скажешь, а не социально ответственного бизнеса. Губернатор Морозов и председатель правительства Смекалин четко сказали, что это, по сути, обычное сокращение. Людей ставят в определенные условия, и слово "добровольное" [высвобождение] вызывает у серьезных людей улыбку.
Гвоздев говорит, что на Московском шоссе, 53 откроется центр юридической консультации. Там работникам помогут составить претензии, заявления, если надо – вплоть до подачи в суд на работодателя. Кроме того, на самом заводе правительство откроет консультационный пункт, где персонал сможет встретиться с представителями других производств.
Председатель комитета ЗСО по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Грачев, уверен, что одна из основных проблем сейчас – отсутствие точной информации о масштабе высвобождения и дальнейших планах предприятия. Служба занятости не может начать полноценно искать вакансии, не зная, сколько и какие сотрудники будут уволены.
– Озабоченность ситуацией с сокращениями полная, усугубляется она тем, что ни у службы занятости, ни правительства области нет четкого понимания, сколько людей будет уволено и кто. Мы хотели услышать от руководства предприятия, что даст высвобождение, чем оно обосновано – чтобы не было следующих волн сокращений. Но их поступок [неявку на заседание] расцениваем как создание паники. При таком отношении неизбежен социальный взрыв, не исключено, что могут быть публичные массовые протесты – кому они нужны? – говорит Грачев.
По его словам, на совещании говорилось также, что предприятию оказывалась финансовая поддержка из бюджета, и поэтому решение об увольнении не должно было приниматься единолично, о нем надо было заранее уведомить власти.
Однако источник, знакомый с ситуацией на УАЗе, рассказал корреспонденту 73online.ru, что предприятие уже два года не пользуется льготами ни от областного правительства, ни от муниципалитетов. Последняя такая помощь, которая была полезной – по налогу на землю, это около 20 млн рублей в год. Но в 2017 году ее отменили. На просьбы УАЗа муниципалитет давал заключение, что им это будет неэффективно, а "Единая Россия" оставила обращения без ответа, сообщил источник.
В ближайшее время пройдут совместные заседания комитетов ЗСО по промышленности и социальной политике, посвященные ситуации на УАЗе. Кроме того, депутаты все еще намерены обсудить ее с руководством предприятия.
На сегодня также запланирована встреча гендиректора предприятия Адиля Ширинова с представителями профсоюзов, сообщила заместитель председателя федерации профсоюзов Ульяновской области Ирина Русяева:
– Нам официальной информации о сокращениях до сих пор не поступило. Тем не менее, завтра мы встречаемся с Шириновым [гендиректором УАЗа], представителями трудового коллектива, первичной профсоюзной организацией. После этого ситуация должна проясниться.
Николай Андреев