Бизнес-омбудсмен Ульяновской области Екатерина Толчина рассказала 73online.ru, что наиболее остро экономический кризис переживают торговые центры и мелкие продавцы потребительских товаров, мастерские и бытовые услуги, рестораны и кафе, отели, туристические и event-агенства. Прогноз Толчиной неутешительный: не исключено, что до 80% их них выйдут из кризиса банкротами.
- Как вы оцениваете обстановку в экономике и бизнесе?
- То, что сейчас происходит в нашей стране, экономисты называют "идеальным штормом". Падение цен на нефть, рост курса валют и пандемия коронавируса ставят страну перед тяжелым экономическим испытанием. Продление нерабочей недели до конца апреля является серьезным вызовом для компаний малого бизнеса, многие из которых могут этот месяц не пережить.
- Какие меры поддержки для бизнеса сейчас приняты?
- Их масса. К примеру, приостановление проверок. Выездные, начатые ранее проверки также приостановлены, а незаконченные будут завершаться по телекоммуникационным каналам связи или по почте. Перенос сроков сдачи отчетности. Для субъектов МСП и пострадавших отраслей применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года. Указанные меры налоговая служба применит самостоятельно без дополнительной подачи заявлений. Приостановлена подача заявлений от налоговой о банкротстве компаний. Переносятся сроки уплаты всех налогов, кроме НДС и НДФЛ: на шесть месяцев для компаний и ИП, включенных в реестр МСП, на три месяца - для остальных представителей бизнеса, не включенных в реестр. Сейчас снижены ставки социальных взносов до 15%. В нашем регионе снижена ставка налога по УСН с 15 % до 5% и с 6% до 1%, а ЕНВД - с 15% до 7,5%, введены льготы по налогам на имуществу и землю. Информация о всех мерах есть на сайте.
- Какие из этих мер наиболее действенные?
- Меры поддержки малого и среднего бизнеса необходимо значительно расширить, прежде всего на федеральном уровне. Компаниям необходимы средства для выплаты зарплат сотрудникам — этот вопрос надо решать вместе с правительством. Возможно, нужно ввести прямое субсидирование предприятий для выплаты зарплат сотрудникам или их части. Все, что касается мер поддержки, то в условиях «вчерашнего законодательства» этого делать нельзя, для этого нужна новая экономическая политика.
- Кто острее всего нуждается в помощи?
- Важно отметить, что нужен баланс между отраслями. Ряд отраслей, активно привлекающих банковские заемные средства, даже в этот непростой период чувствуют себя хорошо. Например, строительная и сельскохозяйственная отрасли, которые относятся к предприятиям непрерывного цикла. На них продление нерабочих дней не распространяется, компании продолжают активно работать, поэтому не ожидается резкого ухудшения их финансового положения. У низкорентабельного бизнеса ресторанов и отелей нет запаса прочности на то, чтобы выдержать два или три месяца без выручки, но с затратами, в частности, на сохранение заработной платы. Далеко не все имеют финансовые возможности пережить эту историю и сохранить персонал при отсутствии выручки. У крупных компаний могут быть такие возможности, но часть предприятий малого и среднего бизнеса ждет закрытие или банкротство.
- А конкретнее?
- Продавцы потребительских товаров и владельцы торговых центров чаще всего обращаются ко мне за помощью. ТЦ не работают, денежного потока у магазинов нет, но они должны платить зарплату сотрудникам. Также сюда можно отнести мастерские и бытовые услуги, рестораны и кафе (которые не перестроились на доставку), отели, туристические агенства, event-агенства. По оценкам некоторых специалистов, до 80% из них будут банкротами. Как выразился один из предпринимателей: «Мы «крепостные» и должны подчиняться. Может быть, наше правительство знает, где нам взять деньги?». Большинство предпринимателей «закредитовано» под залоги личного имущества и имущества компаний. Отсрочку по кредитам получить крайне сложно. Некоторые банки предлагают реструктуризировать только проценты, фактически продлевая срок договора. Также стало ясно, что кредиты бизнесу на зарплату оказались не бесплатными. Сбербанк и ВТБ уже успели выдать несколько таких кредитов, хотя финальных параметров установлено не было. Если еще 1 апреля кредит под 0% они выдавали на срок максимум до 1 октября, то теперь банки будут выдавать их на год с предоставлением отсрочки платежа по долгу на 6 месяцев. Первые полгода проценты начисляться не будут, а потом ставка вырастет до 4%. Сейчас известно, что по банкротству ФНС приостановила подачу заявлений до 1 мая, как и арбитражный суд - получение заявлений от компаний.
- О какой помощи чаще всего просят предприниматели сейчас?
- Просят чаще всего о двух мерах господдержки — об отмене всех налогов и отмене платежей банкам, чтобы финансовые ресурсы (у кого они есть) направить в первую очередь на выплаты и поддержку сотрудников. Мы направляем все инициативы федерального уровня в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. На региональном уровне много обращаются с просьбами разрешить им работать. На днях ко мне со слезами обратилась предпринимательница, владеющая небольшими магазинами по продаже продукции для дачников и садоводов. В ее закрытых магазинах гибнут черенки и саженцы, а в крупных строительных центрах торговля ими разрешена. Умоляла помочь. Я обратилась с письмами в правительство области и к губернатору. Организации, осуществляющие производство и реализацию семян, уже включены в список тех, кто может работать. На днях произошло смягчение карантинных мер, которые коснулись сегментов обрабатывающей промышленности. Сегодня у меня в работе сотни обращений от владельцев салонов красоты, продавцов непродовольственными товарами, мастерских, ломбардов. Некоторые из них, чтобы спасти свой бизнес и семьи, готовы пойти на крайности, работать сейчас в «тени».
- Удастся ли работающему бизнесу преодолеть этот кризис?
- Да. Режим так называемых нерабочих дней продлевается до 30 апреля, но право определять параметры этого режима, работы отдельных групп предприятий предоставлено регионам. Там, где ситуация с коронавирусом лучше, восстановление экономики запустят быстрее. Это значит, что регионы будут мотивированы и на борьбу с коронавирусом, и на скорейшее обоснованное прекращение ограничительных мер. Сейчас важно найти золотую середину в ограничениях ради жизни людей. Работающий бизнес (с высокой степенью ответственности за санитарное благополучие) способен пройти любой кризис, только не нужно ему мешать в этом.
Дарья Косаринова