Японский автоконцерн Isuzu, имеющий сборочный завод Ульяновске (АО «Исузу Рус»), рассматривает возможность прекращения выпуска автомобилей в РФ из-за невозможности поставок компонентов. После начала специальной военной операции предприятие находится в вынужденном простое. Эксперты говорят, что работа японской компании в России под вопросом. Как стало известно 73online.ru, ульяновский автозавод закрываться не планирует и ищет нового технологического партнера из дружественных стран.

Вынужденный простой и выход из соглашения с «Соллерс»

Как сообщили в АО «Исузу Рус», в связи с логистическими сложностями и объявленным частичным запретом экспорта из Японии, в марте нынешнего года поставки машинокомплектов Isuzu в Россию были приостановлены.

— Несмотря на это, завод компании в Ульяновске за этот период произвел свыше 1000 шасси. Сейчас сборочное предприятие находится в вынужденном простое, а сотрудники завода получают выплаты в соответствии с трудовым законодательством. Тем не менее на складе дистрибьютора на данный момент имеются собранные шасси и полнокомплектные автомобили, готовые к отгрузке и продаже как дилерам, так и конечным клиентам, — рассказали в «Исузу Рус».

Отмечалось, что менеджмент компании внимательно следит за обстановкой и прикладывает все усилия для сохранения бизнеса в России.

Позже стало известно, что специнвестконтракт (СПИК) совместного предприятия японского автопроизводителя Isuzu и российской «Соллерс» получил одобрение к расторжению. Решение было принято 18 октября на межведомственной комиссии по СПИК. Заключенный в 2018 году контракт предполагал, в том числе, выход на рынок в 2021 году совместного продукта Isuzu и «Соллерс» — УАЗ City, сообщал «Коммерсант». Однако этого так и не произошло. Общие вложения в проект должны были составить 4,96 млрд рублей.

Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечал, что сейчас ситуация для выхода из обязательств и партнерств проще, чем годом ранее.

— «Соллерс», как и японские партнеры, вряд ли делал ставку на УАЗ City в последнее время. При этом очевидно, что даже на относительно хорошем рынке в последние годы Isuzu не смогла нарастить продажи и уровень локализации, а сейчас это тем более нереалистично, — говорит эксперт.

Сергей Удалов считает, у Isuzu вряд ли есть определенность по перспективам возобновления выпуска машин: как минимум проблемы доставки комплектующих остаются существенными. Судьба предприятия действительно находится под вопросом.

В поисках партнера

На ульяновском заводе работает порядка 240 человек. По словам министра экономического развития и промышленности Ульяновской области Николая Зонтова, сотрудников увольнять не будут. Сейчас предприятие ищет нового технологического партнера.

— В связи с уходом Isuzu из РФ соответствующее партнерство прекращает действовать. На данный момент завод ищет нового технологического партнера и пока планов по массовому сокращению персонала не имеет. Предприятие не закрывается. Возможно, оно будет выпускать ту же продукцию, но под другой маркой. Это будет зависеть от того, как пройдут переговоры с компанией из дружественных стран. Собственники активно занимаются этим вопросом, — говорит Зонтов.

Министр отмечает, что компания планирует запустить производство, поэтому коллектив сохраняет.

В 2021 году на ульяновском заводе было произведено 3656 автомобилей Isuzu. При этом максимальный результат был отмечен в 2017 году — 5160 единиц. В остальные годы (с 2011-го) ежегодно выпускалось от 1000 до 3700 машин, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат», предоставленные по запросу 73online.ru. В 2022 году гендиректор «Исузу Рус» Фабрис Горлье сообщал «Коммерсанту» о планах нарастить объем производства на 50%. За 9 месяцев 2022 года в России было продано 1276 грузовых и 282 легковых коммерческих автомобиля Isuzu. В 2021 году эти показатели составили 3031 и 281 экземпляр соответственно.

По данным kartoteka.ru, выручка АО «Исузу Рус» в 2021 году составила 15,7 млрд рублей (+62,6% по сравнению с 2020 годом), чистая прибыль — 984 млн рублей против убытка в 358 млн рублей годом ранее.

Справка: машины Isuzu в России официально представлены с 2006 года. Модельный ряд коммерческой техники включает шасси полной массой от 3,5 до 33 тонн, а также пикап ISUZU D-Max и внедорожник ISUZU Mu-X. Дилерская сеть насчитывает более 100 точек по всей России, а также в Беларуси, Армении и Казахстане.

Марина Иванникова