По итогам 2018 года Базарносызганский и Павловский районы по-прежнему остаются в «зоне риска» по уровню экономической безопасности муниципалитетов Ульяновской области. Данные рейтинга на днях представил Центр стратегических исследований под руководством Олега Асмуса. Оценки экспертов оказались разгромными: качество жизни населения в названных районах абсолютно не удовлетворяет минимальным требованиям существования.

Оценка уровня экономической безопасности муниципалитетов проводится АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области» ежегодно. Рейтинг ранжирует муниципальные районы по трем группам: «лидеры», «зона стабильности» и «зона риска». Еще на старте внедрения такого исследования в 2016 году методика показала неутешительные результаты: в «зоне риска» оказались 13 районов из 21. Уже по итогам 2017 года в «мертвой зоне» остались только 4 муниципалитета. За последние три года число «отстающих» районов в регионе уменьшилось в 6 раз, а число «преуспевающих» выросло в 3 раза.

Как менялся рейтинг экономической безопасности муниципалитов в 2016-2018 гг.

Из нового рейтинга уровня экономической безопасности, подготовленного ЦСИ и представленного губернатору Сергею Морозову, следует, что по итогам 2018 года в «зоне риска» по-прежнему остаются Базарносызганский и Павловский районы. Эксперты ЦСИ дают этим муниципалитетам беспрецедентно жесткие оценки «неудовлетворительно». Так, в вотчине Владимира Ширманова низкая продовольственная обеспеченность в молоке (57%), мясе (70,8%) и яйцах (72,5%), низкие инвестиционные и демографические показатели. В Павловском районе под управлением Александра Тузова также низкая продовольственная обеспеченность в мясе (86,75%) и яйцах (89,67%), низкие инвестиционные и демографические показатели, самое высокое число источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в области (645 единиц). «Качество жизни населения в этих муниципальных образованиях абсолютно не удовлетворяет минимальным требованиям существования», - резюмируют составители рейтинга.

Эти районы оказывались на дне рейтинга Олега Асмуса и годом ранее, наряду со Старокулаткинским и Сурским районами. Тогда в отношении них началась процедура экономического оздоровления, или санации, были разработаны планы восстановления экономики муниципалитетов. В итоге «зону риска» покинул Сурский район, глава администрации которого Дмитрий Колгин сначала перевел свою вотчину в «зону стабильности», а в 2018 году и вовсе выбился в «лидеры». Эксперты отмечают в муниципалитете отсутствие детской смертности, убыточных предприятий и просроченной задолженности по заработной плате работников предприятий.

Олег Асмус- Сурский район по всем параметрам сейчас выглядит неплохо: и по социально-экономическим показателям, и по качеству жизни. Вы же понимаете, что эта система рейтингов должна настраивать глав муниципалитетов на решение проблем. Когда они приняли программу действий, отработанную с ЦСИ, у них многие показатели стали намного лучше. Здесь нет такой яркой истории успеха, чтобы взяли и исправили что-то одно, и ситуация сразу изменилась. Действия главы Сурского района и его экономического блока мне симпатичны. По крайней мере в нашем центре они раз в две недели точно бывают: сверяют свои действия, активно отрабатывают проблемы со всеми министерствами, - прокомментировал 73online.ru руководитель ЦСИ Олег Асмус.

Этому же примеру последовал и Старокулаткинский район (глава администрации - Ильдар Магдеев), который даже опередил Вешкаймский и Радищевский районы благодаря отсутствию убыточных предприятий и низкой доли детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения.

«Зона стабильности»

Базарносызганский и Павловский районы таких успехов не достигли, поэтому ЦСИ рекомендует продлить здесь экономическую санацию и привлечь в качестве наставников по проблемным вопросам органы госвласти. Например, по демографии – минздрав, по продовольствию – минсельхоз, по инвестициям – корпорацию развития и корпорацию развития промышленности и предпринимательства. Эксперты ЦСИ надеются, что по итогам 2019 года эти муниципалитеты улучшат свои показатели и войдут в «зону стабильности».

Владимир Ширманов и Александр Тузов

- Утверждается программа, по ней действуют муниципальные образования. Если это не приводит к каким-то результатам, то принимается решение либо о продлении плана действий, либо о введении процедуры внешнего управления. В данном случае движение у этих районов неплохое, поэтому когда мы будем собирать Совбез, мы будем говорить о том, чтобы данную программу пролонгировать, и она в конечном счете должна дать результат. Потому что в последнем рейтинге социально-экономического развития, который более «живой» и быстрее показывает изменения, эти районы пошли вверх, результаты у них улучшились. Поэтому, я думаю, до крайних мер - процедуры внешнего финансового управления - мы доводить не будем, - говорит Олег Асмус.

По его словам, губернатор Сергей Морозов, конечно, может поставить перед советами депутатов вопрос об отставке глав администраций - мол, ситуация не меняется в лучшую сторону, руководители не справляются, но в ЦСИ какой-то эскалации напряженности не видят. В любом случае, отчеты Олега Асмуса всякий раз грозят оргвыводами, поэтому исключать кадровых решений нельзя.

«Лидеры»

Что касается группы «лидеров», то в нее входит 9 муниципальных районов (Майнский и Мелекесский районы поделили между собой 8 место). Лучшие показатели имеет Новомалыклинский район (глава администрации - Анастасия Пуреськина) - он лидирует по вводу в действие основных фондов в расчете на одну организацию, по количеству реализованных инвестиционных проектов в расчете на одного муниципального служащего, по наименьшему числу источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, по низкому уровню безработицы и прочее. Но есть и отрицательные моменты - это низкий объем бюджетного финансирования на дотации ЖКХ (6,4 млн рублей) и самая высокая доля ветхого и аварийного жилья в объеме жилищного фонда (3,2%).

Хорошо выглядит и Чердаклинский район (глава администрации - Мария Шпак), который является абсолютным лидером среди муниципальных районов по объему инвестиций в основной капитал на душу населения, а также первым по обороту организаций по всем видам экономической деятельности на душу населения и по объему бюджетного финансирования на дотации ЖКХ. Однако здесь высокое число источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (515 единиц) и высокая демографическая нагрузка.

Анастасия Пуреськина и Мария Шпак

По словам Олега Асмуса, рейтинг уровня экономической безопасности - один из трех важнейших исследований ЦСИ.

- Мне кажется, наша система рейтингов достаточно логичная. В других субъектах таких вещей просто нет. Социально-экономический рейтинг, который мы ежемесячно публикуем, – это вопросы развития, а рейтинг качества жизни, который мы составляем раз в полгода, порой показывает удивительные вещи. Например, Радищевский или Новомалыклинский районы могут быть в пятерке, потому что людям там комфортнее жить: там чище вода и меньше преступлений. Но не факт, что самый успешный Чердаклинский район хорош с точки зрения качества жизни. А вот к рейтингу экономической безопасности у меня отношение предельно простое – есть минимальный набор требований, который должен быть обеспечен на территории муниципального образования. И эти критерии постепенно должны повышаться. Вот должно быть качество воды таким-то, а выбросы загрязняющих веществ - такими-то, и это все должно быть обеспечено, - заключил г-н Асмус.

Кирилл Биджанов