В праздничный день 23 февраля принято вспоминать службу в вооруженных силах. Армейскими историями с 73online.ru поделились ульяновские учителя, деятели культуры, депутаты и чиновники.

Заместитель губернатора Ульяновской области Александр Коробко

— Я служил с 1989 по 1991 годы. Полгода провел в учебной части связи в Павлограде. Потом меня отправили в Красноярский край, дивизия БЖРК (боевой железнодорожный ракетный комплекс — прим. ред.). Неделю в казарме, неделю — на боевом дежурстве, в поезде с современными ракетами, который перемещается с одного места на другое. Сибирь, на улице минус 40 градусов — время было тяжелое. Сейчас эти проблемы вспоминаю с улыбкой.

Когда демобилизовался, долго ехал до Москвы, потом до родного Стародуба. Подъезжая к дому, так соскучился, что хотел просто поцеловать родную землю (улыбается).

С некоторыми из сослуживцев из разных республик бывшего Советского Союза я до сих пор поддерживаю отношения. Дембельский альбом сохранил, просматриваю периодически фотографии. Недавно перечитывал слова воинской присяги. Служба в армии для нас была почетной обязанностью.

Врио главы Ульяновска Дмитрий Зверев


— Во время учебы в институте ФСБ было много историй, связанных с огневой, физической, строевой подготовкой — для многих это было настоящим испытанием. Однажды на занятии по топографии нас разделили на группы, раздали карты. Нужно было пройти по определенному маршруту в лесу, отмечаясь на отдельных участках. В нашей группе был парень, который с ходу взял на себя ответственность за успешный исход дела. В итоге мы несколько часов бродили по лесу и окончательно заблудились. Сослуживец с картой и компасом, уже имея бледный вид, в какой-то момент начал убегать в неизвестном направлении. Вернулся минут через 20. Оказалось, он нашел самое высокое дерево, залез на него и искал ориентиры на местности. В результате пришли часа на два позже остальных групп, уже затемно. Мелочей в военном деле быть не может!

Член Совета Федерации Сергей Рябухин

— Я служил на Байконуре с 1973 по 1975 годы. В 1974-1975 годах все было засекречено из-за программы «Союз-Аполлон». Первый месяц в письмах на конверте мы указывали адрес, кажется, «Москва 2400». А позже, когда рассекретили, уже указывали Ленинск, Байконур.

Я участвовал в подготовке медицинско-тренировочного центра, где жили американские и советские космонавты. Работали вместе с конструкторами московского и ленинградского авиационного института.

Самое запоминающееся событие — запуск «Союз-Аполлона» летом 1975 года. Из Хьюстона вылетел «Аполлон», а с нашей стартовой площадки — «Союз». Меня потом наградили 10-дневным отпуском.

Вспоминаю, как для американцев, находящихся на территории Байконура, мы поставили большую юрту, чтобы они познакомились с казахским колоритом. Внутри прохладно, они там жили, их угощали бешбармаком, шурпой. Начальник части, бывший фронтовик, требовал, чтобы в наших флягах была не простая сырая вода, а заварка из верблюжьей колючки. Это сильный антисептик, который применял еще Александр Македонский в походах по Африке. Там я впервые его попробовал, вкусный.

Председатель социального комитета ЗСО Сергей Шерстнев

— Я служил с 1985 по 1987 годы в пограничных войсках КГБ СССР во Владимире. Помню, в преддверии Дня чекиста проходили соревнования по лыжным гонкам, победителям давали отпуск. Привезли нас на тренировочный стадион для спецподразделений. Нужно было пробежать по лыжне, минуя первый поворот, до второго, а там свернуть.

В отпуск всем очень хотелось, и мы рванули. Мешал сильный ветер. Прошли первый поворот — а второго-то и нет! Долго искали, останавливались, осматривались — нет. Лишь после того, как вышли на дорогу, где нас уже искала машина, поняли, что сбились с пути. Оказалось, мы прошли порядка 20 км. Но не устали. Позже на других соревнованиях мы выиграли и нас все-таки отпустили в отпуск.

Министр молодежного развития Ульяновской области Артем Мирошников

На фото сзади

— Больше всего в армейской службе запомнились полевые выходы, а также еженедельные стрельбы, тревоги и подъемы в 5 утра. Служил в президентском полку. Нравилось, что была возможность поработать с различными видами огнестрельного оружия, например СВД, АК-74М. И, конечно же, особое место в воспоминаниях занимает армейская дружба. С некоторыми товарищами поддерживаем контакт до сих пор.

Председатель областной татарской автономии Рамис Сафин

— Служба проходила в монгольском городе Чойбалсан с 1983 по 1985 годы, в артиллерийском полку. Я был командиром отделения и «писарем». Из-за красивого каллиграфического почерка стал редактором боевого листка. За годы службы законспектировал все 54 тома собраний сочинений В.И.Ленина. Наш старшина заочно учился в партшколе, и я делал это для него.

В армии я первый раз попробовал черную икру — это забавный случай, хотя тогда было совсем не до смеха. Меня поставили дежурным по штабу и отправили вместе с другом отнести газеты в квартиру генерала, который приехал к нам из Москвы, и убраться там. Мы все сделали и хотели уйти, но напоследок решили открыть холодильник. А там — продукты и много стеклянных баночек с черной икрой. Открыли по одной и съели, вернулись в штаб. А ночью нас разбудили и начали расспрашивать, где были и что делали. «Кто икру съел?». «Не мы». Мы не признались, но нас посадили на трое суток на гауптвахту. Оказывается, было 30 банок икры, и они были все посчитаны.

Сейчас, когда вижу в магазинах черную икру в банках, всегда вспоминаю этот случай и смеюсь. С пятью сослуживцами общаемся до сих пор. Армейская дружба — самая крепкая и чистая.

Директор гимназии №1 им В.И.Ленина Алексей Клоков

— В 1978 году, как только окончил первый курс физкультурно-педагогического училища, меня призвали в армию. Служил в львовском городе Яворов в батальоне связи знаменитой Железной Дивизии. Я был образцовым солдатом. Однажды командир роты построил нас, дал по листку бумаги и сказал, что надо написать небольшой текст. Я старался выводить буквы, потом мы сдали листочки. Оказалось, что я написал аккуратнее всех, командир меня похвалил: «О, отличник! Подойдешь». И сказал, что теперь я буду писать планы на неделю… на всю роту. Так каждую субботу кто в клуб уходил, кто отдыхал, а я писал планы на большом ватмане. Но за хорошую учебу меня поощрили отпуском.

Я был секретарем комсомольской организации роты, сержантом, командиром отделения радиостанции малой мощности и радиотелеграфистом первого класса. За отличную службу был занесен в книгу почета воинской части.

Директор Ульяновского театра кукол им В.М.Леонтьевой Александр Колтун

— Меня призвали в Самаре, служил в стройбате. У нас была пятидневная рабочая неделя, два выходных. Меня поставили командиром отделения, и когда мы полгода были в командировке в Петровске Саратовской области, по субботам и воскресеньям ездили на рыбалку за пределы части. По большому счету это было самоволкой, поскольку никто не писал рапорт и не давал никаких распоряжений. Но мы устраивали настоящую двухдневную рыбалку с удочками, ухой, пели песни, жгли костры — было здорово и интересно. А потом меня прикомандировали к штабу, и я играл в ансамбле.

Светлана Снежина