У руководителя Ульяновского драмтеатра Натальи Никоноровой 20 января истек срок трудового договора. 73onlinе.ru попытался выяснить дальнейшую судьбу культурного учреждения и его директора — останется ли Никонорова или придет новый управленец. Тем более в творческой среде велись разговоры о возможной смене хозяйки драмы — несмотря на опыт, хорошие показатели и добрые отзывы коллег.

«Тайна» драмтеатра

У директора Ульяновского драмтеатра Натальи Никоноровой 20 января закончился контракт с министерством искусства и культурной политики. 73online.ru обеспокоился, будет ли заключен новый договор с руководителем, отдавшим учреждению 40 лет. Тем более в кулуарах минкульта ходили слухи, что место директора театра присмотрела для себя глава ведомства Евгения Сидорова.

На попытку получить хоть какую-то информацию о назначении руководства театра г-жа Сидорова ответила ссылкой на закон о персональных данных, не выдала «страшную» тайну и Никонорова. Между тем она продолжает ходить на работу и активно участвовать в жизни театра. Вероятно, новый трудовой контракт с ней все же заключили — тихо, в обстановке строгой секретности. На какой срок — пока неизвестно.

Глава минкульта Евгения Сидорова дежурно характеризует Наталью Никонорову «профессионалом высокого уровня»: «Она является компетентным руководителем с многолетним опытом». По словам министра, благодаря Никоноровой ульяновский театр драмы «является одним из лидеров отрасли в Ульяновской области, завоевывает признание за пределами региона и страны».

Показатели драмтеатра устраивают минкульт: по программе «Пушкинская карта» продано билетов на 5 млн рублей; количество зрителей за прошедший год — более 95 тысяч человек, общий доход превысил 33 млн. Показаны 298 спектаклей.

Объем субсидий на выполнение госзадания театра на 2023 год составляет 90 млн рублей. Они пойдут на выплату зарплаты, содержание имущества, в том числе здания театра.

Блестящий продюсер с непростым характером

Эксперты сходятся во мнении, что лучшего руководителя, чем Наталья Никонорова, для театра на данный момент не найти. Однако есть и моменты, над которыми стоит поработать.

Режиссер драмтеатра Владимир Золотарь отзывается о Наталье Никоноровой как об опытном управленце, который знает свое учреждение «вдоль и поперек».

— Хорошее знание города, зрителя важно для руководителя — все-таки мы работаем с людьми и для людей. И это одна из сильных сторон Натальи Александровны. Важная составляющая — интуиция, когда руководитель чувствует, что необходимо сейчас, а что может подождать, — говорит Золотарь.

Актер драмтеатра, руководитель Молодежного театра Алексей Храбсков говорит, что несмотря на требовательность, актеры для Никоноровой — главные люди в театре.

— Это очень дальновидный человек, который глубоко знает свою сферу. Она блестящий театральный продюсер, а как руководитель всегда заботится о хозяйственной части с опережением. Может быть, излишне строга, скупа на похвалы актерам, но всегда материально и морально их поддерживает, — рассказывает Храбсков.

Восемь лет с Никоноровой проработала нынешний директор Художественного музея Анна Карвалейру. Считает ее одним из лучших менеджеров Ульяновска в сфере культуры.

Театр стал кузницей кадров, но из-за этого в нем большая текучка, отмечает Карвалейру. Недавно один из успешных менеджеров, замдиректора Ярослав Андронов покинул Ульяновск и возглавил кировскую филармонию, в Художественный музей на должность руководителя музея Пластова из драмтеатра пригласили менеджера по развитию Светлану Шайкину. Актер Александр Лебедев, участвовавший в нашумевшей постановке «Лес», недавно стал худруком Донецкого театра.

Карвалейру считает, что Никоноровой стоит привлекать в Ульяновск больше гастролирующих театров и приглашать разных режиссеров, возродить полюбившийся ульяновцам театральный фестиваль «Золотая маска».

— Наталья Александровна очень хороший хозяйственник, она все время старается обновить и модернизировать учреждение. Но сейчас театр становится авторским, а хочется новых постановок, интересных проектов других режиссеров, — отмечает Карвалейру. Также, по ее мнению, нужно вернуть буфет, который театр потерял в пандемию.

Профессиональным менеджером называет Никонорову исполнительный директор фонда креативных технологий «Ульяновск — культурная столица» Татьяна Ившина. Она положительно оценивает использование технологии театральной лаборатории с приглашением молодых режиссеров, предоставление театром площадки под гастрольные проекты и фестивали. Но при этом замечает, что Наталья Никонорова — человек непростой.

— Она в какой-то степени диктатор, но театр — такой организм, которому нужна твердая управленческая рука. Наталья Александровна — успешный продюсер своей организации. Возможно, еще не все направления реализованы — хотелось бы более плотного сотрудничества с факультетом культуры и искусства УлГУ, региональным и федеральным минкультом, чтобы общими усилиями добиваться предоставления бюджетных мест для подготовки молодых кадров хотя бы раз в два года. Поскольку это ведущий театральный коллектив, подготовка должна вестись более системно, — считает Ившина.

Светлана Снежина