Сегодня в Ульяновскую область прибывает первый эшелон беженцев из Донецкой и Луганской народных республик. Накануне «белый дом» объявил в регионе режим чрезвычайной ситуации, чтобы решить вопросы их расселения. Корреспондент 73online.ru встречала прибывающих на железнодорожном вокзале.
Эвакуация жителей Донбасса в Россию началась 18 февраля. Сначала о такой необходимости заявили власти Донецкой народной республики, затем — Луганской. Их главы связывали это со скорым наступлением Украины, хотя ее руководство отвергало все обвинения в подготовке к военной операции.
Первой беженцев приняла Ростовская область, позднее о готовности разместить у себя жителей Донбасса заявили более 30 субъектов, в том числе Ульяновская область. В регионе ввели режим ЧС, чтобы решить вопросы размещения, социальной защиты и обеспечения прибывающих. Всю ночь в правительстве работал оперштаб, чиновники не смыкая глаз обсуждали детали устройства беженцев.
Люди сутки ждали трансфера в Ростове. В Ульяновск ехали на поезде через Сызрань, где их встретили наши медики для экспресс-тестирования на ковид и медосмотра. Затем переселенцев сопроводили до конечной станции — железнодорожного вокзала «Ульяновск-3» в Засвияжье на улице Горького.
На станцию подали девять автобусов для трансфера до мест временного пребывания. Также на месте дежурили четыре машины реанимации, столько же карет скорой помощи. Всех беженцев протестировали на коронавирус, зараженных нет.
Граждан ЛНР и ДНР встречают депутат ЗСО Василий Гвоздев, вице-премьер правительства Сергей Кучиц, министр транспорта Евгений Лазарев, замгубернатора Игорь Эдель, председатель правительства Владимир Разумков, глава Ульяновска Дмитрий Вавилин. Министры здравоохранения и соцзащиты Александр Гашков и Анна Тверскова едут в поезде.
На вокзале много спортсменов — они выступают волонтерами. С ними министр спорта Рамиль Егоров. Всего задействовано около 120 добровольцев.
Среди беженцев едут трое инвалидов. На вокзале работает медпункт, медики. Приехал главврач Центральной медсанчасти Юрий Келин.
И.о. главного врача детской городской больницы Мария Шалягина говорит, что в Ульяновск с Донбасса едут 266 детей.
Сухпайки планируют раздавать здесь же, на вокзале.
Внутри пайков — пирожки.
На месте дежурят сотрудники ГУ МЧС и Управления гражданской защиты Ульяновска — всего около 100 человек.
Гвоздев раздаёт волонтёрам установки: повышать голос, ругаться матом — нельзя, улыбаться и поздравлять с присоединением ДНР и ЛНР — можно. Рассказывать анекдоты тоже разрешил.
В 15 вагонах едут в основном пожилые люди с детьми. У трех малышей есть признаки ОРВИ.
Заместитель губернатора по внутренней политики Александр Коробко в ожидании поезда рассказал, что три года назад в ноябре был в Донецке: «Зашёл на рынок, в библиотеку. Чисто, светло, не было намёка на военные действия, и люди кусты роз укрывали…»
Игорь Эдель гулял по перрону.
Депутаты Гордумы Ульяновска Владимир Шеянов и Сергей Лукъянов (первый и третий слева), руководитель управления спорта мэрии Николай Скобелин (второй слева).
К восьми утра приехал губернатор Алексей Русских.
В восемь утра, наконец, подошел поезд.
Из вагонов выходят министры Гашков и Тверскова, уполномоченный по правам ребенка Екатерина Сморода.
«Мы настроились на мирную жизнь», — говорят прибывающие.
У некоторых на руках еще совсем маленькие дети.
«Дети из подвалов не вылазили, мужчины остались на той стороне. Там стреляют куда ни попадя. Мы уезжали, ночь была спокойная, наверное, чувствовали, что признают Донбасс. У нас столько погибло детей, столько не родились, потому что погибли их отцы, у нас любой берет оружие и идет сражаться», — плачет одна из эвакуированных Лариса Тинякова. Она приехала со снохой, у которой трое детей — близнецы Кирилл и Кира 12 лет, младенец Настя. Мужья остались защищать ЛНР.
«Нам было все равно, куда ехать, лишь бы подальше от войны», — говорит Тинякова. По ее словам, новость о признании Россией республик в вагоне встречали слезами.
Прибывшие выгружаются из поезда.
Очень много детей.
Губернатор Алексей Русских помогает эвакуированным.
«Рядом с нашим домом воткнулся снаряд, к счастью, не взорвался. Мы в полной мере ощутили на себе дыхание этой войны», — рассказывает один из беженцев.
Владимир Разумков с оперативным докладом Алексею Русских.
Врач-терапевт, которая ехала в поезде с эвакуированными, рассказала, что были несколько человек с признаками ОРВИ, их направили в пункты временного размещения, где провели медосмотр и распределили тех, кому нужна госпитализация. Экспресс-тесты на коронавирус пассажиров показали отрицательный результат, ждут результатов ПЦР. Были случаи, когда беженцам необходима была психологическая помощь.
«Была создана бригада из специалистов районных учреждений: Новоспасской, Николаевской, Кузоватовской районных больниц, с каждой по семь человек. Основные задачи были осмотр пациентов, выявление ОРВИ, экспресс-тестирование при наличии признаков, забор ПЦР-анализов на коронавирус. Пациенты, требующие амбулаторного лечения, осматриваются прямо на вокзале. К каждому пункту размещения прикреплены медработники, которые каждый день будут измерять температуру и в случае необходимости переводить на стационарные базы», — рассказал министр здравоохранения Гашков.
У Марии Михайловой из ЛНР на Донбассе остался муж.
«Нам главное, чтобы был мир, а где он будет — в Ульяновске, Мурманске, Ростовской области — не имеет значения. Когда у меня забрали мужа... Ни одному не пожелаю, чтобы они расставались с любимым человеком. Муж сказал, что у меня есть пять минут собрать вещи, я сказала, что не брошу его. Он ответил — это приказ. Очень страшно, больно, крутятся мысли, что ты последнюю ночь рядом со своим человеком», — рассказывает Михайлова.
Одна из прибывших семей, с которой успел пообщаться губернатор Ульяновской области Алексей Русских, — Татьяна Евгеньевна с пятью внучками. Самой младшей девочке полгодика. Дочери Татьяны Евгеньевны работают в МЧС. Вместе мужьями остались на Донбассе.
Как правило, беженцы планируют пожить в Ульяновске неделю-две и вернуться обратно, потому что там оставили свой дом.
Приезжающие из Донбасса будут размещены на базе гостиниц «Октябрьская» (46 человек), «Бест» (70 человек), «Итиль» (80 человек), «Волга» (84 человека), «Авиатор» (30 человек), «Венец» (27 человек), «Абажур» (50 человек), «Аура» (30 человек).
Проживание и содержание прибывающих в Ульяновскую область беженцев будет финансироваться за счет резервного фонда региона. Впоследствии расходы будут компенсированы из федерального бюджета. Необходимая сумма пока не уточняется.
В течение ближайших суток со всеми прибывшими в местах временного размещения будут находиться работники соцзащиты. В ведомстве говорят, что у граждан России трудностей с документами не будет, а вот беженцам с украинским гражданством потребуется помощь.
По обновленным данным, в Ульяновск прибыло более 680 человек, из них порядка 300 детей. Точные цифры будут к вечеру.
Андрей Семёнов