На заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека в понедельник, 4 декабря, детский омбудсмен в Ульяновской области Екатерина Сморода предложила Президенту РФ Владимиру Путину ввести ответственность за распространение информации, дискредитирующей статус учителя.
«На наш взгляд, реальной защитой учителя может стать установление ответственности за распространение информации, дискредитирующей статус учителя — за выкладывание в сеть Интернет сюжетов, комментариев, порочащих достоинство учителя, по аналогии с установлением ответственности за фейки и дискредитацию действий армии», - заявила Сморода. Она считает, что «профессия учителя не должна ассоциироваться с исполнителем услуг, а должна стать званием, иметь свою ценность и вес».
- О больном. Сегодня кто угодно может спокойно вылить грязь на любого учителя в соцсети, в СМИ, выложить видео, прокомментировать, выложить переписку и дискредитировать действия любого педагога. От этого они чувствуют свою незащищенность. Порой читаешь комментарии к даже, казалось бы, приличной публикации: у нас не учителя, а монстры, не люди со своей личной жизнью.
Педагоги не верят, что та инициатива, которая сегодня звучит, о создании конфликтных комиссий на уровне школ будет работать. У нас родители требовательные, относятся к образованию, как к услуге. От такого к себе отношения страдают и увольняются директоры и учителя.
Общество должно понимать, что работа школьного учителя – это самоотверженный труд высокообразованных людей, передающих знания, помогающие формировать мировоззрение. Именно они, прививая нашим детям традиционные ценности, помогают воспитывать будущих защитников Отечества - это их великий вклад в будущее нашей нации, - цитирует Екатерину Смороду kremlin.ru.
В ответ на выступление Екатерины Смороды глава государства заявил о необходимости оградить учителей от неправомерного вмешательства в их жизнь в информационном пространстве.
«Очень важная, очень тонкая сфера, подлежащая, безусловно, регулированию современными способами, особенно имея в виду, что мы живем в современном информационном пространстве. Только окриками и только запретами здесь ничего не решишь… Но точно совершенно нам нужно учителей оградить от неправомерного вмешательства в их жизнь и от неправомерного давления на них в информационном пространстве. Надо подумать и принять соответствующие решения, которые ситуацию будут менять к лучшему с точки зрения защиты прав учителей в данном случае».
Сморода затронула и другие проблемные вопросы в сфере образования. По ее словам, сегодня «система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида». Дефицит учителей в школах, по данным ульяновского омбудсмена, составляет 250 тысяч, и это расчет только в вакансиях. В педагогические вузы ребята идут неохотно. «Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю. Я, например, посещала такие школы, в которых географ преподает еще биологию, иностранный язык и даже музыку. В малонаселенных пунктах порой из-за дефицита кадров закрываются целые учреждения», - сказала Екатерина Сморода.
Еще одна тема - колоссальная нагрузка на педагогов, которая кратно увеличилась в этом году. Сверхурочно школьным учителям не платят, хотя, как сказала Сморода, «нагрузка на классного руководителя вышла за пределы рабочего дня настолько, что у него просто не остается времени на собственную семью». При этом педагоги отвечают за каждого ребенка и в школах, и за ее пределами: «За любое ЧП учителям грозит выговор или сразу увольнение. Поэтому классные руководители очень просят регламентировать их деятельность для того, чтобы очертить круг и зону их ответственности».
Другая проблема, со слов уполномоченного - работа в цифровом профиле, которая отнимает много времени и сил: «Учителя получают бесчисленные задания собрать информацию, предоставить отчеты вместо того, чтобы учить. При этом, задания, летящие сверху, порой похожи на абсурд, но за них грозит увольнение. Например, сделать три телефонных звонка с использованием новой цифровой платформы, и неважно, кому звонить. Педагоги на оперативных совещаниях совершают звонки друг другу. Или, например, заставляют родителей вести странички детей в социальных сетях и жестко отслеживают, как обновляется лента, как ведется цифровой профиль ребенка. Якобы педагоги должны знать, чем занимаются дети во внеурочное время, как живет вся семья».
Парадоксальная тема - миграционный прирост детей в школах, преимущественно из стран ближнего зарубежья. Однако, по данным мониторинга, от 20 до 50 процентов детей разного возраста, в том числе - подростковом, не говорят по-русски вообще или владеют языком на недостаточном уровне. Как рассказала Екатерина Сморода, учителя вынуждены на уроках использовать карточки для объяснения значений русских слов. «А это ущемляет права, в том числе, и тех ребят, которые учатся в классах, используя родную речь, изначально. Учителя не имеют компетенций преподавания русского языка как иностранного, нет учебных пособий. По утвержденному ведомственному приказу, который носит рекомендательный характер , обучение не говорящих детей русскому языку – это нефинансируемый факультатив: хотим учим, хотим не учим, все отдано на откуп школам и организовано в рамках внеурочной деятельности», - рассказала омбудсмен. Сморода рассуждает, что поскольку проблемы языковой адаптации лежит на учителях, качество образования в таких образовательных организациях значительно снижается - школы теряют позиции в ведомственных рейтингах и, соответственно, сокращается их финансирование.
Уполномоченный считает, что крайне необходимо упорядочить проблемные процессы. В первую очередь признать на законодательном уровне, что данная группа детей – это обучающиеся с особыми образовательными потребностями, которым необходимо создавать специальные условия. Нужна корректировка ФГОСов, образовательных программ и методическое сопровождение.
Для Владимира Путина информация из речи Смороды оказалась неожиданной:
- Все, что связано с информатизацией работы педагога, было направлено на то, чтобы разгрузить учителя, дебюрократизировать его работу. Вот вы говорите о принудительной информатизации. Это очень странный, честно говоря, даже неожиданный для меня формальный подход к информатизации. Тоже об этом обязательно с министром поговорю, обещаю вам.
Вернемся опять к той же самой, считаю, острой теме детей трудовых мигрантов. Это непростая тема, и все, что вы сказали, все просто, я почти дословно это записал – нужно, конечно, подумать над решением всех этих вопросов. Дети должны учиться, но этот процесс не должен сопровождаться ухудшением условий для обучения наших ребятишек в школе, детей наших граждан. Это отдельная тема и нельзя делать вид, что этой проблемы не существует. Обязательно тоже дам соответствующее поручение подготовить предложения, и, надеюсь, вы будете принимать участие в выработке этих решений.
Фото: скриншот с видео, соцсети, kremlin.ru