В среду, 12 мая, глава регионального минстроя Константин Алексич публично объявил об увольнении руководителя Корпорации строительства и инфраструктурных объектов «Дом.73» Алсу Садретдиновой. По мнению министра, она не справилась с задачей по обеспечению жильем детей-сирот. Садретдинова же утверждает, что это функционал минстроя, и намерена через суд восстановиться в должности.

Об увольнении Алсу Садретдиновой было объявлено в соцсетях министерства строительства. Константин Алексич сообщил 73online.ru, что она в 2020 году показала неудовлетворительные результаты работы. Ведомство инициировало в ее корпорации три служебных проверки, связанные с жильем для детей-сирот. По итогам руководителю структуры вынесли одно предупреждение и два выговора. Якобы по рекомендации Совета безопасности за этим последовало досрочное расторжение трудового контракта.

— Функции по обеспечению жильем детей-сирот и по их переселению из аварийного жилья были возложены на «Дом73». К тому же у структуры было госзадание, которое финансировалось отдельно. На эти цели были выделены дополнительные средства, в том числе на выплату заработной платы профильным специалистам: заместителю директора, начальнику управления и другим, — пояснил министр.

Алсу Садретдинова не согласна с Константином Алексичем. По ее словам, госпрограмму по обеспечению жильем сирот администрирует минстрой. Корпорация принимает участие в подготовке госзадания, закупке жилья, но стороной контракта является министерство, оно занимается заключением и расторжением договоров. В корпорации за подготовку предварительных документов отвечал заместитель руководителя Дмитрий Полежаев. Он, по мнению Садретдиновой, «завалил работу». Сейчас Полежаев временно исполняет обязанности главы корпорации.

— Считаю, что мое увольнение политизировано. К тому же в Совбезе, на решение которого ссылается министр, рекомендаций об освобождении меня от должности не давали, кадровые вопросы на заседании не рассматривались. Минстрой при увольнении ссылается на статью 278 ТК РФ — «по желанию работодателя». Я намерена обратиться с иском в суд и восстановиться в должности, — рассказывает Садретдинова. По ее словам, у нее есть несколько интересных предложений по трудоустройству. «Как восстановлюсь, проработаю один день и уйду по собственному желанию. Ничего общего с этими людьми я больше иметь не хочу», — добавила она.

Источник 73online.ru в правительстве области говорит, что Алексич на протяжении полугода третировал Алсу Садретдинову, занимавшую пост министра строительства до него. «Он видел в ней конкурента. По сути, она могла снова занять министерское кресло. Теперь Алексич лишился потенциального соперника», — говорит собеседник.

Отметим, что проблема с жильем для детей сирот систематическая и трудно решаемая. В Ульяновской области в квартирах нуждаются 3 тысячи таких детей, на решение проблемы надо 2,8 млрд рублей. До конца года правительство планирует переселить 270 человек, потратив 220 млн рублей. По словам экспертов, этой суммы недостаточно — нужно выделять не менее 300 миллионов ежегодно. Еще одна проблема — низкая стоимость квадратного метра: из-за нее солидные девелоперы почти не выходят на торги, а победители вместо пригодного жилья сдают «карточные домики» — один такой в Новой Майне стал поводом для уголовных дел. Ранее о проблемах с жильем для детей-сирот в регионе заявлял и врио губернатора Алексей Русских. По его словам, низкими темпами строительства уже заинтересовались на федеральном уровне.

Руководитель реготделения общественной организации по реформированию ЖКХ «Все дома» Руслан Хайров говорит, что проблема обеспечения жильем детей-сирот набила оскомину. «Власть не прислушивается, не перенимает успешный опыт других регионов по выдаче жилищных сертификатов. Сироты в очереди по 6 лет стоят. Квартиры в домах, которые им дают, разваливаются, это неликвид, его никто никогда не купит», — говорит Хайров.

Государство гарантировало сиротам жилье Федеральным законом, а ответственность за его исполнение передало регионам. В России большинство субъектов — 72 из 85 — дотационные (получают деньги из федерального бюджета — прим. ред.), им сложно обеспечивать жилплощадью всех нуждающихся. «Государство помогает регионам субсидиями только с 2007 года, но к этому времени уже собрался огромный „хвост“ из детей, которые не смогли получить положенное по закону жилье. Сейчас федеральной субсидии недостаточно, чтобы планово обеспечивать жильем сирот, которые только попали в список, и в то же время закрывать потребность, которая накопилась [раньше]. Поэтому с каждым годом число обязательств регионов перед детьми растет», — говорил директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань.

Дарья Косаринова