После прихода нового губернатора члены регионального правительства находятся в подвешенном состоянии: все гадают, кто останется у руля. Обстановку нагнетают анонимные сообщества в интернете, которые публикуют компрометирующую информацию о чиновниках, зачастую ничем не подкрепленную. В мае этого года в телеграме появился канал неизвестного автора, который заявил своей целью изобличить в коррупции руководителей сферы культуры. Чаще всего он атакует профильного министра Евгению Сидорову, обвиняя ее в мошеннических схемах. 73online.ru поинтересовался у экспертов и тех, кто сталкивался с подобной ситуацией, что делать Сидоровой с анонимными телеграмщиками.
«Приоритетной задачей мы видим разоблачение чиновников, наложивших лапу на нашу культуру. И скоро начнем публиковать расследования о грубейших нарушениях при проведении многомиллионных тендеров, расскажем, сколько и кто ворует при проведении культурно-массовых мероприятий», — пишут авторы телеграм-сообщества.
Министр культуры Евгения Сидорова призналась 73online.ru, что читать о себе гадости ей неприятно.
— По своей инициативе анонимные телеграм-каналы не читаю, об этом меня информирует пресс-служба, когда мониторит новостную повестку. Мне это читать неприятно. Не скрою, настроение портит, но это все не смертельно. У меня было желание заявить о клевете, защитить свои честь и достоинство в судебном порядке, но юристы убедили — результата не принесёт. Площадка анонимная, канал не является официальным СМИ, — говорит Сидорова.
По словам и. о. министра, заявление о мошеннических схемах — бред, она всегда работает честно и прозрачно. «Да, был скандал с дирижёром, мы это пережили. За мемцентром жесткий надзор, старые контракты на технических надзор расторгнуты по рекомендации Алексея Русских. Мемориал продолжат проверять и дальше, это надолго», — вспоминает Сидорова возможные поводы для претензий к ней.
Она также упомянула об активисте Игоре Топоркове, который пару дней назад выходил на одиночный пикет за отставку министра. К «беспристрастности» его часто возникали вопросы, предположительно, к некоторым акциям Топоркова имел отношение другой активист Александр Брагин. Впрочем, Сидорова считает, что пикетчик поступает куда честнее анонимов. «Он хотя бы не скрывается», — говорит министр.
Глава минкульта считает, что кто-то целенаправленно хочет вывести ее из равновесия, и даже предполагает, кто за этим стоит. Имен называть не стала, но намекнула. «Некоторые персоны заинтересованы в моем уходе с поста министра культуры. Я надеюсь, здравый смысл победит», — сказала Сидорова.
Можно предположить, что речь идет о Светлане Горевой, которая открыто заявила о своем интересе занять кресло руководителя минкульта. Об этом она рассказывала в интервью 73online.ru. Впрочем, анонимные телеграмщики и этот факт не оставили без внимания, заявив, что назначение Горевой на должность министра будет «полным пробитием дна». Сама же Горева от каких-либо комментариев отказалась.
Адвокат Эдуард Самарцев пояснил 73online.ru, что Сидорова вполне может обратиться в полицию для проведения проверки. Однако итог предсказать сложно — слишком много нюансов.
— Есть уголовная ответственность за клевету. Согласно статьям 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса полиция должна провести проверку и как минимум установить источник и личность того, кто это распространяет. Если министра обвиняют в преступлении, то это однозначно клеветническая информация, потому что человек не осужден, а виновным его может признать только суд. В дальнейшем, если не будет возбуждено уголовное дело, Сидорова может в гражданском порядке подать иск о защите чести и достоинства. Материалы полицейской проверки будут использоваться в качестве доказательств, — объясняет Эдуард Самарцев.
Вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев считает, что Сидоровой можно даже гордиться: раз появились анонимные недоброжелатели, значит, она достигла больших успехов в своем деле.
— Евгения Евгеньевна должна по-хорошему улыбнуться, что стала интересна силам, которые исподтишка пытаются ее укусить. Значит, идет в нужном направлении. Она профессионал, человек, который сделал многое для региональной культуры. Возможно, кто-то хочет на ее место. Пусть она берет пример с меня! Чем сильнее нападают, тем сильнее ты становишься, — сказал Гвоздев.
Он также предложил Сидоровой публично обратиться к авторам канала и пригласить их на «очную ставку». «Я делал такие эксперименты, но никто не приходил», — отметил вице-спикер.
Председатель социального комитета ЗСО Сергей Шерстнев тоже поддержал Сидорову. Он и сам недавно подвергся атаке анонимов.
— Про меня недавно тоже писали большую статью. Это клевета. Если ты действительно что-то знаешь и уверен в этом — покажи себя, а не делай исподтишка. Как шакалы из мультфильма про Маугли. Один журналист мне говорил: если тебя вспоминают, значит, ты работаешь. Что касается коррупционных схем, то если бы они были, контролирующие органы давно бы пришли: деньги ведь идут очень большие. Да, бывают нарушения, но они исправляются, средства возвращаются в бюджет. У Сидоровой более 500 объектов на территории региона, к каждому нужен подход. Желаю Евгении Евгеньевне не обращать внимание на эти телеграм-каналы, — сказал Шерстнев.
И. о. директора художественного музея Анна Карвалейру тоже считает, что на подобные нападки отвлекаться не стоит. К слову, в этом же канале высказывались и про ее работу.
— К анонимным провокациям нужно относиться спокойно. Значит, у автора нет подтверждений того, о чем он пишет. Анонимная позиция подлая, некорректная по отношению к оппоненту. Почему бы не выйти и не решить все проблемы диалогом? Многое в этом канале совершенно не соответствует действительности. Например, про музей писали, что мы заключаем непрозрачные контракты с охранными организациями, но о названных фирмах я даже не слышала. Считаю, Евгения Евгеньевна настоящий профессионал. Культура — тонкая отрасль, ей должен заниматься тот, кто знает ее изнутри. Сидорова именно такой человек. Она ведет скромный образ жизни и обвинять ее в коррупции глупо. При ней достигнуты большие результаты по нацпроекту «Культура». Для меня она совершенно на своем месте. Да, не все удается, но в силу объективных причин, — сказала Карвалейру.
Дарья Косаринова