В феврале глава ульяновского минкульта Евгения Сидорова заявила об объединении областного Государственного архива и Архива новейшей истории. Заявляемая цель — повышение их эффективности. Ряд работников отрасли скептически относятся к идее: считают, что руководство затеяло слияние исключительно ради снижения расходов, а это означает и скорые увольнения. Неизвестно пока и кто из двух директоров возглавит объединенное учреждение.
Минкульт подчеркивает, что единая архивная служба с объединением фондов и формированием цифровой базы документов создается не для получения экономического эффекта или сокращения численности персонала.
«Министерством изучен опыт объединения архивов в субъектах Российской Федерации. Эта тенденция характерна для многих регионов. Как показывает практика, объединенные структуры работают более слаженно и эффективно. Перед центральным архивом будут стоять и новые задачи: создание центра изучения родословных, волонтёрского архивного центра, центра повышения квалификации работников архивов на базе методического центра по архивному делу. Это улучшит качество государственных услуг и работ и повысит их доступность», — сообщают в ведомстве.
Разные направления
Планируется, что будут объединены два архива. Первый — ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области». Он является одним из богатейших по своему составу региональных «хранилищ» России. Самый ранний документ из его фондов датирован 1546 годом. Здесь хранятся общие документальные свидетельства с 16 века и до наших дней. Сюда обращаются, когда нужно, например, подтвердить рабочий стаж, выделение земельного участка и прочее.
Архив новейшей истории можно назвать специализированным. Он был создан на базе партийного архива региона. Основная часть хранящихся там документов — свидетельства деятельности органов КПСС, ВЛКСМ. В постсоветский период фонды учреждения пополняются документацией о деятельности политических партий, органов власти, общественных объединений, бюджетных учреждений.
Сложные отношения
Источник, знакомый ситуацией, пояснил, что воспринимает изменения без энтузиазма. У архивов разная направленность, и они на протяжении многих лет работали автономно, в каждом сложилась своя система, свои производственные процессы. Сотрудники архивов в силу специфики профессии — люди консервативные, им будет сложно перестроиться. Да и отношения между коллективами учреждений сложно назвать дружескими, зачастую они пересекаются только на общих собраниях. Исторически сложилось так, что работники государственного архива считались более привилегированными.
Учреждения работали параллельно, плотного взаимодействия между ними не было, поэтому не совсем ясно, как объединение должно повысить эффективность их работы. «Вероятно, мотивы все же экономические. Думаю, слияние поможет снизить расходы на содержание учреждений», — рассказал источник 73online.ru.
Кого в начальники?
Версия о финансовых мотивах вполне жизнеспособна. По неофициальным данным, вице-премьер правительства Сергей Кучиц ставил перед министром Евгенией Сидоровой задачу по экономии средств минимум в 20-30%. Слияние, скорее всего, позволит урезать расходы на оплату руководства, бухгалтерии и облегчит контроль за оперативными расходами в целом.
Сейчас учреждения содержатся за счет бюджета, также зарабатывают на оказании услуг населению (выдача справок). По данным публичного отчета минкульта, за прошлый год архив новейшей истории заработал 878 тысяч рублей, а госархив — 1,6 млн рублей. Средняя ежемесячная зарплата рядового архивного работника составляет 28,3 тысячи рублей. Труд директоров стоит дороже. По данными из деклараций, общий доход руководителя архива новейшей истории Андрея Пашкина за 2020 год (за 2021 информация еще не опубликована) составил более 653 тысяч рублей (54,4 тысячи в месяц), а директора областного госархива Ольги Денисовой — 1,2 млн рублей (100 тысяч в месяц).
Открытым остается вопрос, кто возглавит объединенный архив. В минкульте сообщают, что решение о назначении директора архивной службы пока не принято и говорить о том, кто сядет в кресло начальника, преждевременно. Однако собеседник 73online.ru считает, что если будут выбирать между Денисовой и Пашкиным, у второго больше шансов. Против Денисовой может сыграть то, что она уже достигла пенсионного возраста. Пашкин же достаточно молод и, в силу особенности работы подведомственного ему учреждения больше общается с представителями власти, поэтому имеет полезные связи. Нельзя исключать и тот вариант, что на руководящий пост пригласят кого-то со стороны.