25 февраля футбольная «Волга» сыграет с петербургским «Зенитом», а ровно за месяц до самой ожидаемой игры ульяновского клуба юбилей отмечает, пожалуй, самый известный тренер команды в её новейшей истории — Сергей Седышев.

От круглой даты к круглой дате

— Сергей Викторович, вы человек в области известный. Гостей много будет?

— Знаю, что поздравлять меня будут с самого утра. И готов к этому. Буду принимать поздравления в спорткомплексе «Авангард», где работаю.

— Седышеву — 60, спорткомплексу «Авангард» — 50, Вячеславу Абанину, с которым много работали — 70... Совпадение?

— Ещё и Ульяновской области — 80 лет, не забывайте! Каждое из этих совпадений для меня дорого. Если начинать с Абанина, то это он в 1995-м уговорил меня принять команду мастеров «Волга». У меня были большие сомнения. Да — с «Авангардом» я уже дважды становился чемпионом области, но «Волга» — это другой уровень. И всё же я согласился. Нужно было делать шаг вперёд.

Сомнения были, но они постепенно улетучились. Даже несмотря на неудачные игры. Я помню, что мы начали с поражений в Выксе и Дзержинске. Но я понял, что не боги горшки обжигают. Именно Вячеслав Владимирович в меня поверил.

«Авангард» — это мой второй дом. Я здесь провожу, наверное, больше времени, чем дома. Приятно работать с заводчанами, проводить тут соревнования. Мы выигрываем областную эстафету. Насколько я знаю, механический завод — единственное предприятие, сохранившее свой спорткомплекс. Многие другие перешли в ведение города или области. А мы наоборот — сделали ремонт футбольного поля с современным газоном, освещение, заменили покрытие в спортзале. Кто скажет, что это плохо?

Ну, и 80 лет Ульяновской области — я всегда был ей предан. Были предложения покинуть регион. Но я остался и не жалею.

— Многие сейчас уже забыли, но вы ведь в 90-е годы совмещали работу в «Волге», игравшей в чемпионате страны, и в «Авангарде», игравшем в чемпионате области. Сил и времени хватало на всё это?

— Сейчас я и сам удивляюсь как меня на всё это хватало. Когда я пришёл в «Волгу», моё условие было, что я не прекращаю работу в «Авангарде». Потому что у меня были обязательства перед футболистами, игравшими на область, я не мог их подвести. И вот представляете — игры «Волги» и «Авангарда» одна за другой. Мой помощник Виктор Федулов уезжал с «Волгой», например, в Нижний Новгород, а я оставался с заводской командой. Потом Вячеслав Владимирович выделял мне транспорт, я догонял. «Волга» уже провела предыгровую тренировку накануне матча, я приезжал и руководил командой на игре. Вот такой график был. Матчи не всегда в соседних городах были. Приходилось и в Челябинск, и в Нижний Тагил ночью ехать, представляете.

Четыре сильных «Волги»

— Задачи были серьёзные?

— Задачи были высокие и там, и там. Нам это удавалось. «Авангард» был лидером в области, «Волга» практически не опускалась ниже третьего места в чемпионате страны. Но никак не удавалось выйти в Первую лигу. В 2002-м году был шанс обойти саранскую «Светотехнику». Дважды мы их обыграли. Но вмешалась трагедия. Умер наш футболист Сергей Косых. Он ездил на родину в Киров, и по дороге обратно произошла страшная авария. Он погиб со своей девушкой. Это был шок для всей команды. И нам не удалось выиграть в Волгограде у «Олимпии» Леонида Слуцкого. Ребята не смогли настроиться. Нам одного очка не хватило, «Светотехника» нас обошла.

— Та «Волга» была готова к Первой лиге?

— Это была одна из сильнейших команд за те годы, что я работал. В 1995 году дебютировали. Тогда на 95% команда была из своих воспитанников. Тот сезон начали, не проведя ни одного сбора. В 1996-м мы уже провели два сбора в Сочи, уверенно заняли второе место вслед за Тамбовом и вышли тогда из третьей во вторую лигу. Поэтому в 1996 году была одна из сильнейших команд. Второй такой коллектив подобрался в 2002 году. Потом была команда 2007 года, которая всё же вышла в Первую лигу. Это уже три. И четвертая — это команда 2013 года. Мы заняли второе место. Тогда была необычная формула, мы с нашим основным соперником «Тюменью» играли три раза. Дважды выиграли, а в заключительной домашней игре уступили им. Стали вторыми.

— В чём была сила той «Волги» 2007 года, которая всё же вышла в Первую лигу? Этот успех в Ульяновске смогли повторить только через 15 лет.

— В той команде было очень много ульяновских футболистов. И они играли на ключевых позициях. Да — у нас были и приглашённые, но и наши ребята играли важную роль. Павел Соколов, Сергей Евин, Ринат Аитов, Александр Заикин, Марат Сафин, Михаил Мустафин — они уже созрели для игры на другом уровне. Во-вторых, у нас был коллектив. Знаете, как бывает — сегодня футболист играет, а завтра он в запасе — обиды, склоки, недовольство. Этого не было вообще. Некоторым, наоборот, нравилось выходить на замену, обострять и решать судьбу матча. Сергей Гунько, который позже тренировал «Волгу», играл в середине поля и помог вырасти нашему Денису Клопкову. А тот потом поиграл во многих командах Первой лиги.

Очень много с семьями были на различных мероприятиях, на Волгу, концерты вместе ходили. Сезон на одном дыхании прошли. И вообще мы могли заранее финишировать первыми, но случилось неожиданное поражение от «Рубина-2». В итоге в предпоследнем туре была сумасшедшая игра с нижегородской «Волгой» с голом Гунько в концовке. У соперника ещё были шансы, и поэтому мы бились. Эту игру, наверное, многие помнят. А обыграй мы «Рубин-2», не было бы такой драматической развязки и этого яркого матча.

Юношеский максимализм в 45

— А чего не хватило, чтобы остаться тогда в Первой лиге?

— Только финансов! Вспомните, каких соперников мы обыграли — «Урал», который сейчас в элитном дивизионе, «Балтику» 4:0 обыграли, «Торпедо». Нашу игру пресса отмечала. Но ближе к концу первого круга руководством клуба (директором тогда был Сергей Кузьмин — прим.) было официально объявлено, что каждый игрок может искать себе новую команду. Это был такой первый звонок, что деньги закончились.

— Что же случилось?

— В 2008-м году был дефолт, который по многим ударил. По нам почему-то сильнее. Но не могу точно сказать, что случилось — я не занимался финансовыми вопросами.

— Игроки уходили?

— Составы у всех были сформированы. Игроки оставались, ждали, что деньги отдадут, потому что есть контракт. Но на настроении, конечно, ситуация сказывалась.

— Как убеждали игроков не опускать руки?

— Сколько лет прошло? Пятнадцать? Я был моложе, юношеский максимализм у меня ещё не прошёл. В 45 лет я ещё надеялся, что всё изменится. Что деньги найдутся. Я как рассуждал — они не опустили руки, бьются, обыгрывают соперников. Значит, деньги найдутся. И мы выигрывали!

— А состав, который был, смог бы решить задачу остаться в Первой лиге?

— Селекцию мы провели правильно. Да — у нас были недовольны некоторые футболисты местные, после 2007 года потерявшие место в составе. Но в нашем понимании тренерском они проиграли конкуренцию тем ребятам, которых мы привезли. Поверьте — ни один тренер никогда не поставит в основной состав игрока слабее, имея в запасе местного игрока. А вот если они равны, тренер поставит местного.

С Жуковым знакомы давно

— В нынешней «Волге» сейчас всё стабильно?

— Да. И скажу, что в таких условиях я крайне редко работал. Всегда у нас были трудности. Я очень рад, что сейчас всё иначе.

— То есть это на руку нынешнему тренеру?

— Я знаком с Сергеем Жуковым уже давно. Вот когда мы играли в Первой лиге и позже, он был тренером-селекционером. И несколько сезонов мы с ним пересекались именно в вопросе подбора игроков. Он привозил футболистов, которые подходили или не подходили — я не буду называть фамилии.
Он родом из Казани, они в детстве играли вместе с Альбертом Сергеевым, который трудится в «Волге» на административной должности. Такой вот факт. Сейчас Сергей Николаевич приехал в Ульяновск со своим штабом.

Когда Сергей Жуков играл ещё в «Торпедо», с бойцовскими качествами у него было всё в порядке. И тот же Альберт пока у меня играл, был бойцом. Невооружённым глазом заметно, что у «Волги» при Жукове добавились бойцовские качества.

— А игра изменилась?

— Пока сложно сказать. Времени у нового тренера было немного. Приняв команду по ходу сезона, нельзя сразу всё поменять. А вот когда пройдут сборы в Турции, тогда можно будет говорить, что это другая «Волга». Тренеры смогут в спокойной обстановке оценить возможности игроков.

— А что можно посоветовать или пожелать нынешней «Волге», чтобы выбраться из зоны вылета и не повторить судьбу той команды?

— Пожелаю стать общим коллективом, как мы в 2007 году. У нас, начиная от уборщицы и заканчивая президентом клуба, все были заточены под задачу выйти в Первую лигу. Врачи дневали и ночевали с игроками. Когда команда пробилась в более высокий дивизион, начальник команды Валерий Коробков работал круглыми сутками. А там и переезды, и оформление иностранных футболистов с множеством формальностей с каждой страной. СМИ нам помогали — репортажи, отчёты о матчах. Нужно создать команду единомышленников. У нас такая была.

— Из той команды с кем-то общаетесь?

— Конечно. Тот же Михаил Кержаков в первой лиге дебютировал у нас. Он всегда звонит и говорит: «Вы мне дали путёвку в жизнь». Он до «Волги» играл только в дубле «Зенита». А теперь он дорос до вратаря сборной России. Сегодня обязательно поздравит с юбилеем.

— Через месяц ждёте его на матче «Волга» — «Зенит»?

— Мы с ним общались, когда стало известно, что «Волга» сыграет с «Зенитом», и он сказал, что готов приехать. Но как всё сложится, какая будет погода, какой состав привезёт «Зенит», пока не понятно.

Болельщики — часть жизни

— Сергей Викторович, сегодня поздравляют вас, а что бы вы сами пожелали болельщикам?

— Болельщики всегда были частью моей жизни. Они ездили на выезды, и я всегда давал понять, что нам важна поддержка. В дальние города, такие как Тюмень или Нижний Тагил, доезжало не так много болельщиков. Трое-четверо. Но мы их не забывали. Оттуда же добираться надо. Бывало, и на автобусе с командой везли домой, и в ресторане с игроками кормили. Я и футболистам всегда напоминал, что мы играем для болельщиков.

— Если позовут в «Волгу» обратно, пойдёте?

— Не совсем корректно отвечать на вопрос, потому что у команды есть тренер. Но в любом случае сейчас нет желания вернуться на этот пост. Тренерская работа отнимает очень много сил. Я почти не бывал в отпуске. Хочется заняться своим здоровьем. Конечно, есть такая фраза — «Никогда не говори никогда». Но сегодня я не хочу туда возвращаться.

— Сергей Викторович, а шестьдесят для вас — это много или мало? Вам «уже шестьдесят» или «ещё только шестьдесят»?

— Каждый, кто не всё в своей жизни доказал и сделал, скажет: «Ещё только шестьдесят!» И это будет правильно. Каждый здравомыслящий человек хочет верить, что лучшее впереди. Я всегда был человеком оптимистичным. Поэтому мне ещё только шестьдесят.

Игорь Кранцев