На Куйбышевском водохранилище — локальная экологическая катастрофа. Уровень водоема на днях опустился до 49,91 метра Балтийской системы. Нормальный показатель — 53 метра, критическая отметка — 45,5 метра.
«Волга ушла»
То, что «Волга очень ушла», отметили многие ульяновцы. В соцсетях появились фотографии огромных пляжей на левом берегу. На правом, в районе Ундор, оголились залежи аммонитов и белемнитов, что привлекло туда любителей собирать окаменелости.
Пальцинский остров значительно вырос в размерах: теперь его окружают песчаные косы. Впервые за много лет до Банных островов в районе Нагорного можно дойти пешком — местные турсообщества тут же организовали туда походы. Явление действительно редкое.
Почему уровень водохранилища снизился? Все просто: изначально его колебания были связаны с хозяйственной деятельностью. Каждый год весной каскад волжских водохранилищ спускали для того, чтобы обеспечить водой засушливую Астраханскую область. Этот регион в буквальном смысле живет за счет нас: спуск воды обеспечивает наполнение оросительных каналов и системы водоснабжения многих населенных пунктов. В нынешнем году гидрологическая обстановка на Волге оказалась неблагоприятной: весна была маловодной, лето жарким и засушливым. В итоге астраханцы начали испытывать нехватку воды. В начале октября местные власти заявили о том, что водоснабжения могут полностью лишиться 13 населенных пунктов. В ограниченном режиме начали работать четыре паромных переправы, более 4,5 тысячи рыбаков не смогли выйти на промысел из-за того, что суда не проходят по мелководью. Пострадавшими посчитали более 60 тысяч астраханцев.
Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, уровень расположенных выше по течению Волги водохранилищ понизили свыше нормы. Но это вызвало недовольство жителей многих регионов. Значительно обмелела река у Казани. Куйбышевское водохранилище, поддерживаемое Жигулевской ГЭС, пострадало больше всего: выше и ниже по течению реки уровень был в пределах нормы или чуть ниже, но никак не стремился к критической отметке, как у нас.
Немоделируемая катастрофа
Схожая ситуация в Ульяновске была 11 лет назад — в 2010 году. Тогда на правом берегу обнажились деревянные опоры старого причала рыбзавода, который построили еще до того, как было образовано Куйбышевское водохранилище. Труба, по которой когда-то на предприятие поступала вода из Волги, практически полностью вышла наружу. Возле Пальцинского острова образовались еще два. Тогда уровень реки в районе Ульяновска упал до 49,1 метра.
Что будет, если уровень водохоранилища дойдет до критических 45,5 метра? Под угрозой остановки окажется Жигулевская ГЭС в Тольятти. Предприятия не смогут забирать для своих нужд воду — трубы водозаборов могут оголиться. Но если даже и нет, качество воды значительно ухудшиться. Сейчас воду из Волги потребляют жители трех правобежных районов Ульяновска. По международным стандартам, ее еще 11 лет назад определяли как «грязная» и «очень грязная». И это прямым образом влияет на здоровье ульяновцев.
О ситуации с низким уровнем водохранилища заговорили в этом году и в региональном министерстве природы и цикличной экономики.
— Обмеление Волги негативно сказывается на экологическом и социальном состоянии региона. Сейчас уровень воды находится в пределах нормы и опасений для водно-биологических ресурсов не имеется, однако мы просим не допустить снижения уровня Куйбышевского водохранилища ниже отметки 50 мБС, как это было в последние два сезона. Волга — это главная водная артерия Ульяновской области, и мы должны защитить её во благо природы и жителей региона, — заявил заместитель министра природы и цикличной экономики Ульяновской области Михаил Загородников.
Ученые пока не паникуют, но строят осторожные прогнозы. По словам известного ульяновского орнитолога Михаила Корепова, из-за обмеления в Старомайском заливе начали появляться песчаные бури — сильный ветер развеивал ил, разносил пыль по окрестным населенным пунктам. Явление неприятное.
— Как дальше скажется обмеление водохранилища, сказать пока сложно. Осенью птицы улетели. А вот весной колебания уровня Волги, конечно, опасны: рыба нерестится, вода уходит, икра высыхает. Для пернатых кормовая база уменьшается. Кроме этого, при низком уровне они начинают строить гнезда, потом вода поднимается, и их затапливает. Так что резкие колебания, несомненно, вредны, — говорит Михаил.
Эколог и ихтиолог Дмитрий Семенов говорит, что для рыбы более опасны зимние колебания уровня водохранилища, когда ее придавливает лед.
— Сейчас рыба может уйти на более глубокие участки, а потому катастрофической ситуацию пока назвать сложно. Если такой низкий уровень будет весной, то рыба не сможет отнереститься. Поэтому для нее более губителен весенний и летний сброс воды. В это время могут пострадать ценные виды — лещ, судак, берш, — рассказал Дмитрий. — Но ситуация с обмелением влияет на экологию в целом. Сейчас Волга — огромный стоящий водоем, где активно растут сине-зеленые водоросли.
Еще менее оптимистично настроен эксперт ОНФ, заместитель руководителя ульяновского отделения Российской экологической академии Александр Каплин.
— Сейчас биосистема водохранилища подстраивается под обмеление, заиливание. Загрязнение воды вызывает взрывной рост сине-зеленых водорослей, а они запускают процесс дальнейшего заклеивания и выделения цианов, ядовитых веществ, углекислоты. Этот круговорот спровоцировало строительство каскада ГЭС. Климат становится суше, в Астраханской области ситуация все более катастрофическая, а потому спускать воду требуется все больше. Ученые моделировали такую ситуацию, но не думали, что она наступит так быстро, — говорит Каплин.
По его словам, обмеление водохранилища губительно скажется на жизни в регионе. Могут иссякнуть родники и колодцы, усилиться эрозия берега. Большое водное зеркало Волги формирует у нас особый климат, делает его более мягким. Чем больше водоем, тем сильнее его функция поглощения углекислоты. Впрочем, при нынешней ситуации с цветением водохранилища о какой-то пользе летом говорить не приходится — сине-зеленые водоросли больше поглощают кислород, чем выделяют.
— Все это, как эффект бабочки, рано или поздно скажется на биоресурсах. Рыбы станет меньше, птицам станет нечего есть, увеличится количество насекомых. Я не уверен, что ученые сегодня могут правильно смоделировать ситуацию, что будет дальше, и какой катастрофой это все нам грозит, — уверен Александр Каплин.
Что делать?
В Росприроднадзоре уже заявили, что с 11 ноября сброс воды из Куйбышевского водохранилища уменьшат с 4 700 куб. м/с до 4 400 куб. м/с. Это должно остановить обмеление Волги в районе Ульяновска и Казани. Последние данные по уровню водоема — 50,02 метра.
«В начале декабря межведомственная рабочая группа планирует рассмотреть возможность дальнейшего снижения расхода воды Куйбышевского водохранилища», — говорится в ведомстве.
Но кардинально это проблему не решит. Нужно собирать ученых, гидрологов, энергетиков и уже сегодня думать, как избежать последствий. С учетом глобального потепления они могут быть катастрофическими и необратимыми.
Виктория Чернышева