Стремление властей замкнуть на ООО "РИЦ" начисление, сбор и распределение платежей за жилищно-коммунальные услуги, по сути, терпит фиаско. Эксперты отмечают, что зарабатывая 3% со всех платежей, РИЦ не в состоянии обеспечить нормальную работу по их приему, в связи с чем часть компаний задумывается о том, чтобы отказаться от услуг посредника. Сдерживает их сейчас только отсутствие внятной альтернативы на рынке.

На сегодняшний день региональный информационный центр (РИЦ) является крупнейшим оператором, основная задача которого - грамотно расщеплять денежные потоки и целенаправленно перечислять их поставщикам ресурсов и управляющим компаниям. Пока большинство УК предпочитает работать с РИЦ, но, как отмечают эксперты, ситуация меняется, и коммунальщики все чаще начинают производить прямые расчёты с жителями, поэтому потребности в РИЦ становится все меньше. Свое нежелание сотрудничать с единым оператором участники рынка ЖКХ-услуг объясняют чисто экономическими причинами, а основная проблема в том, что ни власти, ни РИЦ так и не смогли предложить УК приемлемые условия сотрудничества. "За свое обслуживание РИЦ берет комиссию порядка 3-3,5%. В Сбербанке те же услуги стоят 1-1,5%, на Почте России — примерно столько же. Если взять общий оборот УК за год, переплата выливается в десятки миллинов рублей", - отмечает владелец одной из управляющих организаций Ульяновска.

Об этом же говорит учредитель УК "Жилстройсервис" Геннадий Бударин, по словам которого управляющие компании, "ломая через колено, заставили заключать договоры с РИЦ", при этом ставя их в "невыгодные и кабальные условия". "РИЦ берет за свои услуги 3%. Представьте годовой оборот этой компании!" - возмущается г-н Бударин. В самом деле, согласно финансовой отчетности РИЦ, в 2018 году при выручке в 264,89 млн рублей чистая прибыль оператора составила 7,19 млн. "Мы неоднократно ставили вопрос о снижении 3-процентной комиссии, иначе уйдём на самообслуживание. Прекратить с ними отношения, конечно, можно. Но это не просто в организационном смысле. У них все персональные базы жителей, то есть большой объём информации, передача которого приведет к серьёзным финансовым и временным (минимум два месяца) потерям", - продолжает Геннадий Бударин.

- Компании, которые взяли под контроль бывший муниципальный жилой фонд, работали и работают с РИЦ, а те компании, которые обслуживают новый жилой фонд, переданный от застройщика, как правило, формируют свою систему по начислению сбора платежей. Это вопрос чисто экономический. Если РИЦ предлагает услугу, которая по себестоимости будет дешевле, чем организация собственных расчётов, то тогда компания заключит договор с РИЦ. В ином случае УК пытается организовать собственную службу, - поясняет владелец ИСК "Премьера" Ильдар Сеюков. Эксперт отмечает, что для создания собственного расчетного центра УК должна обладать значительными ресурсами, ведь для этого необходимы высококвалифицированные специалисты в области финансов и юриспруденции, но далеко не всем это подходит.

Геннадий Бударин также указывает на то, что у РИЦ "периодически возникают разного рода проблемы, которые становятся всеобщими". Действительно, в последнее время работа регионального информационного центра вызывает все больше нареканий. "Например, несколько месяцев назад у РИЦ появились сложности во взаимоотношениях с Сбербанком, который отказался с ними работать, так как оператор нарушил закон о банковской деятельности. В результате громадное число наших жителей попало в трудное положение. РИЦ не принимал наличные платежи, только через онлайн, по какой-то полуподпольной схеме", - напоминает Бударин. Речь идет о январском сбое, когда "РИЦ-Ульяновск" приостановил начисление и прием платы за услуги ЖКХ банковскими картами, остановил сотрудничество со Сбербанком, включая сервис "Сбербанк Онлайн", а также прекратил принимать платежи от остальных банков.

Кроме того, коллапс вызвало закрытие отделений РИЦ в связи с эпидемией коронавируса, а когда кассы все-таки открыли, к ним выстроились огромные очереди. "У нас первые две недели денег практически не было. У мусорных операторов и управляющих компаний всё было заблокировано. Пришлось выходить на министров и губернатора Морозова с просьбой разрешить им работать. Вроде начали работу, но и тут, вместо того, чтобы открыть 2-3 окна, они открыли по одному", - сетует Геннадий Бударин.

Очереди в РИЦ

О многочисленных примерах ошибок РИЦ говорят и конечные потребители. Как отмечает димитровградский ЖКХ-активист Павел Винник, люди часто страдают от неверных расчетов. "При этом РИЦ никогда не несёт никакой ответственности. У них договор с ресурсниками, а не с жителями, перед которыми, получается, они не отвечают", - говорит г-н Винник. Он привел пример, когда недавно жители 40 домов Димитровграда получили квитанции с доначислениями более 2000 рублей за отопление на каждую квартиру. Оказалось, что при переходе этих домов на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией "РИЦ-Димитровград" допустил ошибку в расчетах, и несколько месяцев жители платили меньше. Обнаружив ошибку, РИЦ решил одномоментно доначислить платежи. "Да, люди платили несколько месяцев меньше, но не по своей воле, а в результате халатности РИЦ. Теперь им придётся за чужую ошибку доплачивать", - с досадой говорит ЖКХ-активист.

Власти, однако, проблем в работе РИЦ не видят. "Деятельность РИЦ актуальна. Это упорядочивание платежей, расчетов, оперативность и удобство. В онлайн-режиме с любого смартфона через личный кабинет РИЦ можно произвести платежи по всему спектру жилищно-коммунальных услуг. Для занятых людей это очень комфортно", - считает замминистра ЖКХ региона Геннадий Антонцев. "С созданием системы РИЦ денежные потоки стали прозрачными, - уверен и председатель комитета по ЖКХ Ульяновской гордумы Денис Седов. - РИЦ нужен, так как маленькие УК не имеют ресурсов для организации своих расчётных центров, и все издержки будут ложиться на потребителя. Более того, УК, ТСЖ и ЖСК в принципе не готовы к созданию в шаговой доступности точек и пунктов приёма платежей". Однако г-н Седов ставит под сомнение, насколько обоснована комиссия, взимаемая РИЦ за свои услуги, и её размер.

- Желание уйти от них есть у многих, и многие уходят. Возможно, мы тоже свернём наши отношения с этой компанией и с их нечестными 3% и прочими недостатками. Вдумайтесь, за что мы платим им деньги? За то, что они "протранзитили" наши деньги. Но транзит не должен столько стоить. В том виде, в каком РИЦ есть на данный момент, это неподходящая и никудышная структура для бизнеса. Уйти от сотрудничества с ним — вопрос времени, - откровенно говорит Геннадий Бударин. Сотрудничать с РИЦ сегодня не настроены и сами ресурсоснабжающие организации. "При сотрудничестве с РИЦ и раньше все было непросто - любой посредник создает проблемы в переводе денег и прозрачности начислений", - сообщил 73online.ru собеседник в одной из крупнейших ресурсоснабжающих компаний.

Эксперты сходятся во мнении, что главная причина всех просчетов кроется в монопольном положении РИЦ и отсутствии конкуренции на рынке. Хотя Геннадий Антонцев, например, настаивает, что РИЦ — это не единственный платёжный агент в регионе: "Управляющие компании с большим жилым фондом сами создают платежные центры. Платежными агентами выступают некоторые ЖСК и ТСЖ, которые сами осуществляют полный цикл начислений и расчётов". По мнению Ильдара Сеюкова, возможным решением мог бы стать прием платежей банками. "Многое зависит от позиции банков. Они имеют перед РИЦ конкурентное преимущество с точки зрения приёма платежей. Если им этот рынок будет интересен, то они смогут подвинуть РИЦ", - уверен он.

В самом РИЦ на запрос 73online.ru не ответили.

Справка 73online.ru:

ООО "РИЦ-Ульяновск" создано в 2014 году. Учредителями выступают Светлана Викулина (40%), Павел Мальков (40%) и ООО "Айти Город" (20%, учредители - те же Викулина и Мальков). По данным участников рынка, на долю РИЦ приходится 75% от общего объема платежей в регионе. Выручка: в 2016 году - 229,43 млн рублей, в 2017 году - 258,58 млн рублей, в 2018 году - 264,89 млн рублей. Чистая прибыль: в 2016 году - 7,94 млн рублей, в 2017 году - 16,85 млн рублей, в 2018 году - 7,19 млн рублей.

Кирилл Биджанов, Олег Новгородский