На рынке бытовой техники и электроники увеличилась доля товаров малоизвестных брендов из Китая, Турции и Беларуси. Крупные сети стараются найти альтернативы продукции иностранных компаний, которые уходят с рынка из-за санкций: поставщики Samsung, LG, Bosch и Siemens распродают остатки. Заработал и параллельный импорт — ввоз в страну техники без согласия правообладателя. Такие «серые» гаджеты уже начали появляться на маркетплейсах.

Цены откатываются

Отчет Росстата свидетельствует о росте продаж некоторых позиций бытовой техники в июне по сравнению с маем, рассказала аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова. Отмечается замедление снижения цен, при этом стоимость бытовых приборов и телерадиотоваров остается на уровне выше прошлогоднего.

Эксперт полагает, что в условиях отсутствия или существенного удорожания альтернатив определенным спросом будут пользоваться товары новых поставщиков. «Вероятно, фактор цены будет определяющим в решении о покупке продукции того или иного нового поставщика. Отсутствие у таких «ноунеймов» репутации на российском рынке не позволит им назначать более высокую, чем у конкурентов, цену на сопоставимый товар. По мере налаживания параллельного импорта может увеличиться предложение товаров известных производителей, что окажет давление на цены и сделает их более конкурентными», — считает Буйлакова.

Товары есть, но поставки сокращаются

Директор одного из ульяновских магазинов бытовой техники рассказал, что сейчас в продаже становится меньше техники Samsung, LG, Bosch и Siemens. Ее пока отгружают со складов, но поставки сильно сократились, оптовики вводят лимиты. Вероятно, сейчас они продают товарные остатки.

«Я знаю, что некоторые магазины уже начали закупать технику малоизвестных брендов. На рынке их появляется все больше. Но мы, пока есть такая возможность, продолжим работу с известными производителями. С новыми связываться опасаемся: неясно, как поведут себя покупатели, будут ли их брать. Решили подождать и понаблюдать за крупными сетями, как их клиенты воспримут новую технику», — пояснил директор магазина. Он также отметил, что покупательская активность в последнее время существенно спала.

Ставка на новые бренды

В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» подтвердили, что дефицита конкретных товаров или брендов не наблюдается. Специалисты сети активно работают над расширением ассортимента, в том числе и за счет товаров малоизвестных в России производителей. В компании ранее проводили исследования потребительского поведения, они показали, что практически половина (48%) опрошенных россиян готовы пробовать новые бренды при условии более выгодной цены, а 12% готовы приобретать технику «ноунейм», если нет известного аналога.

В компании рассказали, что с учетом изменившейся конъюнктуры рынка потребители действительно стали чаще обращать внимание на малоизвестные или новые бренды. Как правило, это китайские, турецкие или российские производители. Это открывает возможности и для новых компаний, и для собственных торговых марок. В сети магазинов более чем вдвое по отношению к прошлому году вырос спрос на технику под собственными торговыми марками Hi и Novex.

Китайский Haier вышел в лидеры по штучным продажам холодильников, хотя годом ранее занимал лишь третью строчку, в продажах стиральных машин он поднялся на второе место после четвертой позиции в прошлом году. Турецкий Beko значительно улучшил позиции по количеству проданных стиральных и посудомоечных машин, а также в других категориях техники для дома. Если говорить о кухонных плитах, то среди российских производителей наиболее высокую динамику продемонстрировал бренд Darina. При этом стоимость широкого ассортимента техники вернулась до уровня февраля или даже ниже.

Серые смартфоны

Директор сервисного центра «Лаборатория LaptopWorks» Дмитрий Попов пояснил, что все виды цифровой техники для личного использования (смартфоны, компьютеры, ноутбуки) имеются в наличии. «Хотя не исключено, что сейчас просто распродают товарные остатки со складов. Возможно, отсутствие ажиотажа обуславливается и тем, что в этом товарном сегменте востребованы не только «ушедшие», но и китайские бренды. Это смартфоны Huawei и ноутбуки Lenovo (IdeaPad и ThinkPad). Проблемы сейчас наблюдаются лишь с профессиональным сетевым и серверным оборудованием», — пояснил Попов.

Он отметил, что растет количество открыто продаваемых на рынке «серых» смартфонов, в том числе и iPhone. «Не стоит путать такую технику с фейками. Она произведена на официальных заводах, просто не для России. Тут есть лишь небольшие нюансы, например, «вилка» от зарядного устройства может не подойти к российской розетке, а на клавиатуре ноутбука не будет русской раскладки. Но эта проблема легко решаема при помощи специального напыления или наклеек. Цены на такую технику примерно на 15% меньше, чем на «официальную», — объяснил специалист.

Так, на market.yandex.ru обычный Apple iPhone 13 Pro Max 128 ГБ (помечен обозначением — «Ростест (EAC)») стоит 111 840 рублей.

В свою очередь «серый» аппарат в категории «для других стран» стоит 84 990 рублей.

В пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо» также пояснили, что дефицита смартфонов нет. В магазинах сети их ассортимент сопоставим с январским-февральским, доступно около 500 моделей от порядка 20 брендов. Цены на большинство моделей сохранились на уровне начала 2022 года. Помимо традиционно популярных моделей Apple, Samsung и других за последний квартал существенно расширился выбор Realme, POCO, Tecno, Infinix и других производителей.

Фото: market.yandex.ru; ru.freepik.com

Эвелина Роженцева