Ленинский мемориал за последние годы неожиданно стал самым дорогим культурным объектом в Ульяновске. На его ремонт уже потрачено 2 миллиарда рублей. В ближайшее время региональные власти разыграют еще один тендер стоимостью более 1,6 миллиарда. Эти средства планируется освоить до 15 ноября 2024 года. Мы посмотрели, что уже сделано в мемцентре, и узнали, что об этом думают эксперты.

50 оттенков мрамора

Парадная сторона мемориала, выходящая на Спасскую улицу, сегодня выглядит довольно красиво, особенно в лучах закатного солнца.

Новые мраморные плиты придают объекту шик. Колонны теперь «подбиты» снизу золотистыми ободами, пока замотанными в пленку. Непонятно, то ли это временное решение, то ли так останется навсегда. Смотрится пока непривычно.

Но первое впечатление портится, стоит только подойти к мемцентру поближе. На колоннах обнаруживаются выбоины и довольно приличные щели, делающие кладку неаккуратной на вид.

Южная часть здания, с барельефом Ленина, издалека смотрится красиво.

Но стоит приглядеться, как видишь, что мраморные плиты значительно отличаются по оттенкам. И даже издалека видны все те же щели.

Во внутреннем дворике привели в порядок потолочные плиты — было время, когда его закрыли из-за боязни, что они упадут на людей. В этом месте были проблемы с гидроизоляцией: вода с крыши попадала внутрь, плиты набухали, отслаивались и осыпались.

Теперь потолок белоснежный, но в некоторых местах видны какие-то пятна. Хочется надеяться, что это не повторение старой истории с намокающими плитами.

На этом парадная часть заканчивается. Северная сторона мемориала выглядит издалека очень стильно.

Но вокруг пока строительная разруха — старые трубы, разбитая плитка, множество подсобок для рабочих, мусор. Видно, что работы еще очень много. Возможно, не на один год.

А ведь еще нужно привести в порядок не только сам мемцентр, но и окружающее его пространство. Например, обновить гранитные плиты на парковке и отремонтировать «северный» фонтан, который выглядит сегодня совсем неприлично.

И Ленин, и центр

На что ушли выделенные ранее 2,049 миллиарда рублей? Официальная справка гласит: на сегодня завершены противоаварийные работы, восстановлены кровля и гранитная платформа здания Мемцентра, обновлена наружная отделка фасада здания, заменены окна.

Внутри здания поменяли основные блоки инженерного оборудования: комплексные трансформаторные подстанции, системы приточно-вытяжной вентиляции, теплоснабжения здания, водоснабжения и пожаротушения.

Также создан зал камерной музыки, куда хотели перенести орган, но из-за последних событий в мире работы были приостановлены. В конце марта в Ульяновск должны были прибыть немецкие специалисты, но по политическим мотивам отложили исполнение обязательств на год. Губернатор Алексей Русских распорядился найти другую компанию, которая займется переносом органа.

«Работы по заключенным государственным контрактам в 2019-2021 году выполнены в полном объеме», — уточнило руководство мемориала.

Что будет дальше? Планы на 2022-2024 год — внутренние ремонтно-реставрационные работы: обновление инженерных коммуникаций, отделка помещений. Закупать оборудование и мебель планируется на завершающем этапе. При этом уточняется, что «актуальная стоимость ремонтно-реставрационных работ будет известна после выполнения конъюнктурного анализа строительных материалов и оборудования».

Пока же ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» объявило новый тендер на проведение работ «по сохранению объекта культурного наследия» на 1 миллиард 606 млн 452 тысячи рублей. Срок выполнения работ — 15 ноября 2024 года. В нынешнем году из федерального и областного бюджетов выделят 620,8 миллиона рублей, в 2023 и 2024 году — по 494,2 миллиона рублей.

Параллельно решается вопрос с новой экспозицией мемориала. Ранее было объявлено, что здесь будет не просто музей, а «Ленин-центр». Что именно подразумевает эта концепция, точно пока неизвестно. В региональном минкульте уточнили: ведутся работы по приемке проекта, разработанного мастерской музейного проектирования «Кивеста». Презентация новой экспозиции для ульяновцев запланирована на апрель 2022 года в формате выставки и видеопрезентации, которая будет доступна для свободного посещения в Квартире-музее семьи Ульяновых.

«Кивеста» занимается созданием выставочных конструкций, арт-пространств, объектов и мультимедиа. В числе проектов мастерской — выставочный зал Госфильмфонда, музей археологии «Роза хутор», дополненная реальность для Калужского художественного музея.

Первоначально стоимость реэкспозиции оценивалась в 395,3 миллиона рублей, но, скорее всего, эта сумма вырастет минимум на 40 %.

Обещано, что будущий Ленин-центр продолжит традиции Ленинского мемориала, экспозиция будет высокотехнологичной, с мультимедийными и интерактивными комплексами и уже имеющимися в мемцентре доминантами (мозаиками, скульптурами, барельефами).

Открытие Ленин-центра запланировано на декабрь 2023 года.

«Четверочка» фасаду

Что обо всем этом думают те, кто непосредственно был связан с мемориалом и сферой культуры? Повлияют ли как-то на и без того дорогой ремонт санкции?

Экс-директор мемцентра Эдуард Шабалин считает, что сейчас давать какие-то прогнозы — дело неблагодарное:

— Я могу судить по ремонту в здании бывшего кинотеатра «Пионер» (Шабалин один из владельцев здания — прим. ред.). В прошлом году цена на металл выросла на 300%. Подорожало все: дерево, кирпич, цемент. Чем был вызван такой рост, понять так никто и не смог. Думаю, что в случае с Ленинским мемориалом значимость санкций не столь сильна: многие строительные материалы наши. Но так как ремонт внутри помещения оставляют на последний момент, может в несколько раз подорожать техника.

Шабалин отмечает: деньги не так важны, главное, чтобы все сделали качественно.

— Будет обидно вложить такое огромное количество средств в плохую работу. Ленинский мемориал — это единственное, что составляет туристическую привлекательность региона. Ленин, коммунизм — это то, что может быть интересно иногороднему туристу. И ремонт нужно делать так же качественно, как в Казанском кремле или петербургском Эрмитаже, — поясняет экс-директор мемцентра. — Внешние работы сделаны, на мой взгляд, некачественно, это видно. Фасад бликует, он пятнистый. Швы затерты. Что внутри — не могу сказать, я там пока не был.

Известный ульяновский архитектор Олег Владимиров, не раз публично высказывавший критические замечания по поводу ремонта мемориала, отметил, что в процессе облицовки здания были серьезные огрехи, особенно на углу, который выходит в сторону Венца и бульвара Пластова:

— Качество работ было довольно низкое. Их долго пытались исправить, удалось привести к среднему уровню. Я уточнял у специалистов по облицовке мрамора, что есть растворы, которые убирают эту страшную, портящую весь вид мастику. Сейчас все выглядит лучше, не идеально, конечно — когда светит солнце, можно увидеть как плиты «гуляют» — но уже не так бросается в глаза.

Почему так произошло на объекте, в который вкладывают столько денег?

— Деталей не знаю — в ситуацию не погружен, в совещаниях не участвую. Могу только говорить по аналогии с другими стройками. Обычно желание сэкономить приводит к тому, что нанимают просто не тех специалистов, которые нужны. Сейчас на стройках сложилась патологически сложная ситуация, когда на каждом этапе должна быть жесткая экономия. Потому что неизвестно, чем все закончится, — отмечает архитектор.

Экс-министр искусства и культурной политики Ульяновской области Геннадий Журавлев заявил, что поставил бы фасаду мемориала «четверочку»:

— И это — по сравнению с тем, что было раньше. Крайним упущением было считать, что с мемцентром все нормально. Я считаю, что нужно приводить в порядок не один объект, а целый ансамбль, в который входит гостиница «Венец», педуниверситет, Дворец бракосочетания, сквер Карамзина, Венец. Все это место можно рассматривать как мемориал, — пояснил Геннадий Журавлев. — Кроме того, меня беспокоит то, что название сменили на «Ленин-центр». Нельзя умалять роль истории и оставлять лишь личность. Кстати, мне до сих пор нравится идея, предложенная членами Изборского клуба, которые у нас побывали. Они сказали, что в подвале мемориала должен быть мавзолей с Лениным, на первом этаже — «ад социализма», а на втором — «рай социализма». Я думаю, люди в такой музей точно бы пошли.

Виктория Чернышева

При участии Дарьи Косариновой и Елены Скворцовой