В России продолжают расти цены на всё: от продуктов питания до стройматериалов. Годовая инфляция в России в октябре выросла до 8,13%, это самый высокий показатель с февраля 2016 года. Эксперты не дают положительных прогнозов: дальнейшее повышение цен ожидается почти во всех отраслях экономики.

Резкий скачок инфляции в 2021 году — продолжение тенденции, которая сформировалась в последние годы. «В 2018 году был достигнут минимальный уровень инфляции — 2,5%, в 2019 — 3%, в 2020 — 4,9%. Сейчас уже больше 7,5%. До конца года мы можем выйти в диапазон 8,5-9%. За 10 месяцев при росте потребительских цен примерно на 6,5% отпускные цены выросли на 24%. Мы имеем дело не с инфляцией спроса, вызванной увеличением доходов населения, а инфляцией предложения — растет себестоимость», — рассказывает доктор экономических наук, профессор УлГУ Анатолий Лапин.

Первой причиной роста отпускных цен эксперты считают сокращение субъектов бизнеса. Количество хозяйствующих субъектов за год стало меньше на 9%, ИП — на 11%, акционерных обществ открытого типа — на 6%. «Налицо резкое сжатие количества производителей. Из-за этого многие продавцы оказываются в монопольном или околомонопольном положении, поэтому они меньше обращают внимание на оптимизацию издержек», — поясняет Анатолий Лапин.

— Практически все сферы российской экономики монополизированы, как таковой конкуренции нет, отсутствует механизм регулирования цен. Инфляция растет, государство поднимает заработные платы бюджетникам, а пенсионерам — пенсии и выплаты, что тоже подстегивает цены. Эти факторы носят фундаментальный характер, и что бы ни происходило, цены всегда будут расти, — пояснил доктор экономических наук Максим Светуньков.

Вторая причина роста цен — локдаун и введение QR-кодов, которые нанесли масштабный удар по количеству потребителей в торговых центрах. Производители вынуждены поднимать цены, чтобы удержать выручку. «Одна неделя простоя — это один процент инфляции. Отсюда мы получаем 7-8% средней инфляции, которая пришла в этом году», — говорит Светуньков.

По его мнению, рост цен создается искусственно: «Любой предприниматель хочет заработать больше, самый простой способ — повышение цены. И у нас нет никаких ограничивающих мер, в результате у производителей либо ухудшается качество продукции, либо растет цена. Прошлый год был пандемийный, капитал из страны не вывозился, выросло внутреннее потребление, соответственно, и спрос, и в силу того, что нет факторов, которые бы препятствовали росту цен, они идут вверх».

Продукты

Рост цен на продовольствие, который наблюдается в мире, является рекордным за последние 40 лет. Об этом заявил основатель и гендиректор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. По его словам, только за последний год индекс мировых цен на продукты питания увеличился на 27%.

По данным регионального минсельхоза, рост цен на продовольственные товары обусловлен совокупностью экономических причин, действующих на всей территории Российской Федерации, а не только конкретно в Ульяновской области: ростом затрат производителей сельскохозяйственного сырья и предприятий переработки, ситуацией на мировых рынках, объёмом предложения продукции на рынке (зависит, в том числе, от погодных условий (в этом году это привело к задержке сроков уборки сельскохозяйственных культур), возникновения очагов вспышек опасных болезней животных (в ряде регионов страны это привело к закрытию целых свинокомплексов и птицефабрик), ростом транспортных расходов. Все эти причины привели к тому, что цены на отдельные продукты по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли от 10% до двух и более раз.

Также произошло резкое (по некоторым позициям – в несколько раз) удорожание материально-технических ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, вызванное изменением курса российской валюты и ростом мировых цен на фоне пандемии коронавирусной инфекции. С конца 2020 года цены на отдельные кормовые компоненты возросли от 50 до 100% (при этом в себестоимости продукции животноводства затраты на корма занимают до 70%), на племенной высокопродуктивный скот — на 30%, на технологическое оборудования для животноводства — на 30-50%, на сельскохозяйственную технику – на 35-50%, на ветеринарные препараты — на 20%, на энергоресурсы – на 15%.

Резкий рост себестоимости производства животноводческой продукции не был компенсирован повышением отпускных цен, что привело к падению доходности в отрасли. Материально-технические ресурсы в отрасли растениеводства в текущем году также сильно подорожали. Из-за роста цен на сталь (с ноября 2020 года - в среднем на 70%) сельскохозяйственная техника и запчасти к ней подорожали от 40% (отечественная техника) до 70% (импортная). Минеральные удобрения в начале этого года подорожали сразу более чем на 30%. А в октябре этого года в нашей стране вновь произошёл резкий рост цен на минеральные удобрения. По сравнению с сентябрём аммиачная селитра подорожала сразу на 30%. По другим видам удобрений повышение цен составило до 70%.

В этом году сложилось еще несколько негативных факторов, которые послужили триггером ситуации. Как ранее отмечал глава регионального министерства агропромышленного комплекса Михаил Семёнкин, сказалось сокращение в стране посевных площадей отдельных культур, выращивание которых оказалось нерентабельно для производителей. Торговле пришлось раньше переходить на импортные овощи, а они были дороже обычного из-за повышения цен на продукты на мировом рынке.

Свой вклад в рост стоимости внесла и пандемия, которая одновременно спровоцировала и спрос, и проблемы с логистикой. «Продукцию борщевого набора завозили в регион по закупочной цене значительно выше прошлогодней. Поэтому даже с учетом, что торговые сети зафиксировали свою наценку на уровне 2020-го — 10-15% — рост отпускной цены был значительным», — говорил глава регионального АПК.

Одежда

Цены на одежду в 2021 году выросли на 10-15%, а в 2022 году подорожание может составить еще 15-20%, прогнозируют эксперты. На это влияет повышение стоимости тканей, фурнитуры, которую везут из-за рубежа (Турция и Китай). Ритейлеры смогли частично компенсировать рост цен работой с ассортиментом и оптимизацией себестоимости, при этом средний чек без учета появления новых категорий вырос незначительно.

По словам основательницы бренда KUZINA Ирины Маловой, себестоимость одежды в 2021 году выросла примерно на 30%, ткань подорожала в среднем на 15%, услуги логистики — на 20%: «Рост цен продолжится, но будет происходить постепенно из-за длинного производственного цикла. Больше всего повысят стоимость на премиальный сегмент — на 30-40%, в среднем ценовом сегменте товары подорожают в пределах 20-25%».

Стройматериалы

В первой половине 2021 года цены на металлические изделия и конструкции для строительства выросли на 25–80%. Больше всего подорожала арматура (85%), удельный вес которой в себестоимости жилого дома составляет 15–20% в зависимости от конструкции. При этом удорожание металлопроката тянуло за собой все металлозависимые материалы и оборудование — трубы для инженерных сетей, оцинкованные вентилируемые фасады, корзины для кондиционеров, металлические двери, лифтовое оборудование. Следом, по словам ульяновских застройщиков, в два раза выросли цены на фанеру и древесину, на 15% подорожали пластик и стекло, на 20% — щебень. По словам заместителя генерального директора сети магазинов «Стройград» Андрея Князева, из-за перебоев с поставками комплектующих значительно выросла цена на электроинструменты (20%).

— С началом самоизоляции и закрытием границ произошло резкое падение спроса. Но по мере смягчения ограничительных мер отложенный спрос спровоцировал бум продаж в мебельных салонах, за которым последовал резкий рост цен — около 30%. Зарабатывать мебельщики от этого больше не стали, потому что цена на комплектующие повысилась еще больше — на 40%. Это подтолкнуло предприятия осваивать маркетплейсы и продолжать постепенно повышать стоимость продукта. За 2021 год цены на мебель выросли на 20%, — рассказывает Князев.

Сейчас на рынке строительных материалов отмечается позитивная тенденция. По данным Росстата, за сентябрь 2021 года цены на стройресурсы начали снижаться. Уменьшение стоимости стройматериалов наблюдается на уровне 7-10%, однако цены превышают показатели 2019-2020 годов. При благоприятных прогнозах эксперты ожидают снижение цены на стройматериалы на 30% к январю 2021 года.

Рестораны

Средний чек в ресторанах с лета вырос на 10%, сейчас он составляет 1650 рублей, в кафе — 880. Серьезным ударом по ресторанной отрасли, которая до сих пор не избавилась от долгов, накопленных за период продолжительного локдауна, стало подорожание продуктов питания. В среднем, по словам экспертов, себестоимость блюда выросла на 20%, по отдельным позициям увеличение доходит до 60%. В частности, стали дороже фрукты, овощи, рыба, морепродукты, утка, лангет и импортные сыры. По данным Улстата, в мае продукты питания в Ульяновской области подорожали на 7,21% в годовом выражении. Не добавляет оптимизма рестораторам и повышение цен на сопутствующую продукцию. По словам председателя ассоциации рестораторов Ульяновской области Марины Никитиной, в два раза подорожали пластик, бумага и другие расходники.

— Текущий рост цен мы сдерживаем искусственно. Есть необходимость повышать зарплаты, наши люди должны догонять в доходах инфляцию. Считаю, что прогнозы для общественного питания омрачены текущими и следующими локдаунами, а также небережливым отношением власти к некоторым отраслям, — пояснила Никитина.

Прогнозы

В большинстве отраслей экономики цены продолжат расти. Государство будет пытаться затормозить этот процесс, но это ни к чему не приведет: «Подняли ставку рефинансирования — ничего не изменилось. Конкуренция не развивается, система налогообложения не меняется, малый бизнес из-за пандемии постепенно умирает, крупный в основном заточен на Запад», — считает доктор экономических наук Максим Светуньков.

По мнению Анатолия Лапина, инфляция может замедлиться при условии, что Центральный банк резко ограничит ремиссию денег, но это приведет к падению инвестиций и платежеспособности: «Сейчас мы имеем растущую инфляцию, но, с другой стороны, положительные показатели в большинстве отраслей экономики и низкий уровень безработицы. В случае сохранения тенденции рано или поздно остановится экономический рост. Мы рискуем попасть в стагфляцию (когда экономика стагнирует и одновременно с этим усиливается инфляция)».

Фото: ru.depositphotos.com

Анна Ежова