Прокурор Ульяновской области Андрей Теребунов в пятницу, 5 августа, провел традиционную встречу с представителями ульяновских СМИ. Из разговора с ним узнали о новых уголовных делах регионального минздрава и необычных фактах биографии одного из руководителей ведомства, об арестованном имуществе депутата ЗСО Александра Чепухина и главных темах, которые контролирует Теребунов. 73online.ru публикует полное интервью.

— Это наша третья встреча, хорошо, что это стало традицией. СМИ — это то, где концентрируется общественное мнение. Для меня важны наши встречи. Они и для вас представляют определённый интерес, — открыл беседу Андрей Теребунов.

О бюджете

— На встрече в прошлом году вы много говорили о региональном бюджете, что хотите «выяснить, как он наполняется» — тратятся ли деньги правильно, что ответственные лица делают для его увеличения. Это, по вашему мнению, привело бы к решению накопившихся социальных проблем. Сейчас, спустя год, как оцениваете работу прокуратуры в этом направлении? Можете ли назвать какие-то конкретные суммы, на которые удалось пополнить бюджет в результате работы прокуроров?

— Говорить о наполнении бюджета не совсем корректно — все-таки это не наша задача. Но мы проверяем, как тратятся деньги, правильно ли это делается, смотрим, как работает власть в части взыскания налогов, как использует свое имущество. Мы реагируем на нарушения в этих сферах, они устраняются, и это ведет к пополнению бюджета.

Примеров много: где-то тысяча, где-то миллион — все складывается по крупицам. Так, весной этого года мы обратили внимание правительства на то, что негативно выстроена работа по поступлению штрафов за нарушение правил дорожного движения. Не выполнены 72 тысячи производств на 120 миллионов рублей. А это реальные деньги для бюджета. Также был ряд исков органов власти — министерств природы, строительства и других — по взысканию с различных лиц на сумму 89 миллионов рублей. Нами внесено представление, работа активизировалась. За первое полугодие бюджетные поступления выросли на 3 миллиарда — там есть и эти суммы.

То же касается и уровня муниципалитетов. Выявлены 267 фактов незаконного предпринимательства, 100 объектов имущества без хозяина — это тоже потенциальный доход.

Есть и прямые факты возврата средств в бюджет. Это взыскание средств в рамках уголовного дела о строительстве дороги ООО «Грааль» — 44 миллиона, ООО «ВСК» — 242 миллиона. Ряд других примеров: по ущербу лесному фонду, легализации доходов, неправомерной реализации имущества — только за первое полугодие 14 исков на 213 миллионов рублей. Отменена по требованию прокуратуры незаконная закупка на 260 млн по разработке проекта противооползневых мероприятий.

В целом наша работа нацелена то, чтобы не просто формально вносить акты реагирования. Они должен нести пользу, и одна из составляющих — это должно приводить к решению накопившихся социальных проблем.

О «лесном» деле Чепухина

— Один из способов наполнения бюджета, который вы упомянули — взыскание ущерба, причиненного государству теми или иными преступлениями. Тут показательна история экс-министра сельского хозяйства Александра Чепухина и его заместителей, с которых через суд взыскивают миллионы рублей за ущерб лесному фонду. На какой стадии сейчас находится эта история?

— Было четыре иска на сумму более четырехсот миллионов. Мы добились решений по всем. Директор департамента лесного хозяйства Михаил Мокров возместил ущерб в полном объеме — 10,3 млн рублей. Лев Павлов, у которого самая большая сумма — 318 миллионов — обжалует взыскание. По Ивану Герасимову — 90 млн — решение вступило в силу, взыскание проводится по месту жительства, службой приставов по Саратовской области. Но мы не пускаем на самотек — держим на контроле.

Что касается Александра Чепухина, то свои 35 миллионов ущерба он еще не возместил. Буквально сегодня поступила информация, что он обжалует решение. С целью возмещения ущерба наложен арест на два его автомобиля, мотоцикл, шесть участков почти в 300 гектаров, три здания в Чердаклинском районе и две квартиры в Ульяновске площадью 150 квадратных метров. Думаю, что этот перечень устоится и позволит возместить ущерб.

Могу сказать, что Чепухин сам накинул себе удавку на шею. Что касается Павлова, который должен вернуть 318 миллионов, — скорее всего, в полном объеме возместить такую сумму он не сможет. Будет платить всю жизнь от отчислений из зарплаты и иных доходов, возможно, долг перейдет по наследству его детям. Но есть и еще один очень важный момент – теперь любое должностное лицо, которое по любой причине незаконно подпишет такой же документ, будет знать, что придется расплачиваться в полном объеме.

О делах здравоохранения

— По результатам проверки прокуратуры было возбуждено уголовное дело о фальсификации документов при закупке региональным минздравом тест-систем. Контролирует ли прокуратура Ульяновской области расследование этого дела, есть ли там какие-то существенные подвижки, появились ли подозреваемые? Как ведется надзор в сфере здравоохранения: были ли еще аналогичные проверки за последний год, которые привели к возбуждению уголовных дел?

— Об этом вопросе — работе нашего минздрава — к сожалению, можно говорить бесконечно. Проверки мы начали еще осенью прошлого года и до сих пор не можем их закончить: завершая одно, натыкаемся на другое, и процесс идет, не прекращаясь. Вопросов огромное количество, нарушений тоже.

По делу о тест-системах, мы предполагаем, ущерб составляет не менее 5 миллионов рублей. Экспертиза пока идет. Только за последний квартал возбуждено еще несколько дел. В конце июля — о закупке пульсоксиметров: видим завышение цен и схему с использованием поддельных документов. Два дела были возбуждены по фиктивному трудоустройству в Новоульяновской городской больнице.

Подозреваемых пока нет, но они будут. Наша задача сейчас — заставить органы следствия довести дела до логического завершения и суда. Это находится на постоянном контроле аппарата.

В целом комплекс наших мер, помимо уголовного преследования, привел к отставке руководства минздрава — главы ведомства и его заместителей. Я считаю, что это последствия наших мероприятий, которые мы проводили и будем проводить. Эти граждане ушли из региона, но это не значит, что они ушли от нас. Мы продолжим работу, потому что это очень интересные личности. Не все можно озвучить, где-то идут оперативные мероприятия. Но, например, столкнулись с тем, что настоящая фамилия первого замминистра — на самом деле не Дадианов. Более того, при трудоустройстве он предоставил поддельные документы о награждении Президентом медалью «За отвагу». И это далеко не все.

Тема здравоохранения — больная для региона. Это отражается на качестве, своевременности, объеме медицинской помощи. Постоянно езжу по районам, и нет ни одного, где люди бы не жаловались. Здравоохранение и дороги — это главные темы.

— Какие ключевые вопросы, проверки, уголовные дела сейчас находятся на вашем контроле?

— На вчерашний день у меня на контроле 105 вопросов. Много это или мало, не знаю. Всего с начала года было 443 вопроса — часть снята. Это абсолютно разные темы, проверки, уголовные дела. Какие-то имеют большой общественный резонанс — все подобные истории, как правило, идут ко мне на контроль. Какие-то могут кому-то показаться пустяковыми, но они тоже важны.

Что касается уголовных дел, то помимо резонансных, поставлено на контроль много тех, которые не разрешаются на протяжении длительного времени — расследуются 3-5 лет, но ни в суд не направляются, ни прекращаются. Какие-то из них — нерезонансные, но важны для отдельных людей. Наводим порядок.

Если брать по категориям, то это темы контейнерных площадок на территории Ульяновска, безнадзорных животных, вопросы обеспечения водой в ряде районных центров — много вопросов по Ульяновскому району, еще с прошлого года они не сняты с контроля. Есть там и уголовные дела, в том числе по коррупционной составляющей, стоит задача довести их до суда. Некоторых подвижек по району добиться удалось, заставили власти больше уделять этому внимания. В мае был в районе, изменения есть, но по-прежнему много вопросов. Есть еще два района, где эти проблемы остро стоят. Пассажирские перевозки — тоже один из самых болезненных вопросов. Он на постоянном контроле.

Кратко

О работе с приставами:

— Проводим работу по активизации взысканий. Буквально недавно такой факт выявили: поступило обращение в отношении бывшего руководителя одного из подразделений администрации города. Он был осужден за коррупционное преступление, ущерб в размере около 100 миллионов рублей. Обращение было не по этому вопросу, но среди прочего сообщалось, что ущерб он не возместил. Проверили: выяснилось, что производство прекратили в связи с невозможностью исполнения. Мы приняли меры, поставили на контроль.

О продаже «Теплосервиса»:

— Я себя считаю государственником. И то, что происходит, — не по-государственному. Прокуратура объявила предостережение, возбуждено и расследуется уголовное дело. Мы выявили, что оценка имущества сфальсифицирована. Проводятся оперативно-розыскные мероприятия, завершены обыски. О результате ещё говорить рано. Но неразумно за такую сумму продавать имущество, которое стоит в 3 раза дороже. При этом сама реализация как таковая в рамках закона.

О работе с обращениями:

— Сегодня этому уделяется огромное внимание. Бывают единичные случаи, когда на обращения ответы даются несвоевременно: из 38 тысяч в этом году таковых 20. Каждый из этих случаев не остается без внимания: проводятся служебные проверки, и виновные несут наказание.

Говорите, что кто-то нагрубил во время приема? Если такой сигнал поступит — вплоть до увольнения, это даже не обсуждается. Но люди тоже разные бывают, многие очень раздражены своими проблемами. Сотрудникам приходится работать психологом, сдерживать себя, погружаться и помогать, прислушиваться.

Недавно и на меня поступила жалоба. Сообщили, что я некорректно себя веду, грублю на приеме. Проверку проводила Генеральная прокуратура. Но получилась нестыковка: гражданка не знала, что ведётся видеозапись. Все стало очевидно — никакой грубости не было.

Про проверки бизнеса во время моратория:

— Проверки прокуратуры сократились на 80%. В основном мониторим сферу ЖКХ, оборонный комплекс, антитеррористическую защищённость, противодействие коррупции. Но прокурор не подменяет другие контролирующие органы. Их нужно заставлять выполнять свой функционал. Время покажет, через полгода будет видна картина, встретимся, обсудим.

О жизни в Ульяновске:

— Мне здесь нравится. Природа схожа с природой моего родного края (Теребунов из Брянской области — прим.): тут хорошая экология, размеренный образ жизни и люди. В любую свободную минуту стараюсь попасть на берег Волги, в этом году надеюсь выбраться за грибами осенью — очень люблю лес и природу.

Андрей Семёнов

Дарья Косаринова