С 2014 года в Ульяновске не могут определиться с участком для нового кладбища в Заволжье. В 2019 году, наконец, анонсировали скорый выбор и обустройство подходящего места, но это «скоро» тянется третий год. Управление ЖКХ пеняет на «нудность» подготовительных работ, а депутаты — на бездействие властей. Помочь областной столице призывают регион.

Еще в 2019 году пресс-служба мэрии со ссылкой на директора МБУ «Городская специализированная похоронная служба» Владислава Горничнова заявила о 100-процентном заполнении Заволжского (Архангельского) кладбища. В связи с этим планировалось, что хоронить будут только в родственные могилы, а остальных умерших разместят на Северном кладбище. Определение и открытие нового участка анонсировали на сентябрь того же года, но наступил 2021-й, а обещанного так и не произошло. Этот вопрос поднимался депутатами Гордумы на комитете ЖКХ неоднократно, но до сих пор новый участок так и не был определен.

Владислав Горничнов пояснил 73online, что на самом деле кладбище все же не заполнялось на 100% и захоронения там продолжались до сих пор: «За то, как были интерпретированы мои слова в пресс-релизе, я отвечать не могу. Сейчас мы по-прежнему хороним людей на заволжском кладбище. Очень помогло то, что в основном получалось это делать в родственные могилы, но новые также раскапывались, и перераспределять захоронения на Северное кладбище пока не пришлось».

В 2019 году количество погребений на Архангельском кладбище немного снизилось в сравнении с 2018-м — с 1 841 человека до 1 745, но в прошлом году заметно повысилось — до 2 186. В северной части Ульяновска, по информации городского управления ЖКХ, мест для захоронения хватит еще как минимум на пару лет.

В коммунальном ведомстве сообщили, что новую ритуальную зону все же искали, но началось это гораздо раньше — в 2014 году. Вопрос поднимался и на уровне города, и на уровне области, но «при более детальной проработке по каким-либо объективным причинам участки оказывались непригодными для размещения кладбища». Владислав Горничнов пояснил, что среди таких причин были недовольство жителей нахождением по соседству с ними могил, внезапно обнаружившиеся грунтовые воды, геологические особенности земли и многое другое.

— Работа с тех пор не прекращалась, но все не так просто, на каждую процедуру уходят месяцы. Например, мы очень рассчитывали на участок около аэропорта «Восточный», уже его размежевали, поставили на кадастровый учет, начали проводить общественные слушания, но население приняло в штыки, что рядом с ними будет кладбище, хотя располагался этот участок в достаточной удаленности от них. Так что нам пришлось искать другое место, хотя мы уже тогда потратили порядка 8 месяцев. На других участках тоже были схожие ситуации, иногда при исследовании территории обнаруживались грунтовые воды, где-то при геологических исследованиях выяснялось, что земля не соответствует нормам СанПиН. Это весьма нудный процесс, с которым ничего не поделаешь, — говорит директор похоронной службы.

Сейчас для размещения кладбища рассматриваются два участка, расположенные за посёлками Октябрьский и Колхозный, но сколько на это еще уйдет времени, никто ответить не может. Для размещения нового кладбища пока рассматриваются максимальные 40 га земли. Исходя из данных Росреестра, кадастровая стоимость территории аналогичного размера рядом с поселком Колхозный составляет чуть больше 1 млн рублей. На интернет-сервисах такого размера участки в Ульяновской области продают примерно за 1,5 млн рублей. Как сообщает эксперт, близкий к теме, обустройство кладбища под ключ со всеми благоустроительными работами стоит порядка 170 млн рублей.

Вице-спикер Гордумы Денис Седов, который неоднократно критиковал работу управления ЖКХ в части определения новой ритуальной территории, отмечает, что вне зависимости от заполнения кладбища у города должны быть определены резервные места. То, что столько лет ничего не происходит, не поддается пониманию.

— В любой градостроительной документации соответствующие земельные участки всегда резервируются. Поэтому если в свое время по ряду причин они были перераспределены или перераспределяются, то должны появиться другие — с целевым назначением захоронения. Мы не видели никакой аналитики, никакой информации от управления ЖКХ, что эта работа ведется. А что будет, когда места там закончатся совсем? Есть земельные участки, которым распоряжается министерство строительства и архитектуры, и если есть прилегающая территория, находящаяся в частной собственности, то ее можно выкупить, либо обсудить вопрос предоставления аналогичного участка, — говорит Седов.

Дарья Гордеева