Ульяновской области за 2019 год удалось сократить обслуживание госдолга на 113 млн рублей, а за счет повышения эффективности расходов и совершенствования системы закупок регион сэкономил 1,5 млрд рублей. Кроме того, в областном бюджете на новый период заложен заметный рост основных источников его доходной части. Что позволило «Белому дому» сформировать главный финансовый документ Ульяновской области именно с такими параметрами? Чего следует ожидать от УАЗа и других крупнейших налогоплательщиков региона? Каких ассигнований из федерального бюджета ждет Ульяновская область? На эти и другие вопросы в интервью 73online.ru ответила первый заместитель председателя правительства региона Марина Алексеева.
- Что удалось сделать в части финансовой политики Ульяновской области в 2019 году и что не удалось?
- Центральным достижением, несомненно, является наращивание доходной части бюджета на 2 млрд рублей по сравнению с 2018 годом. По итогу мы получили 55,2 млрд рублей. И мы приложили все усилия, чтобы обеспечить рациональное и эффективное распределение ресурсов на исполнение расходных обязательств региона. Все социальные обязательства бюджета перед населением региона были исполнены в полном объеме.
Также мы плотно занимались программой по оздоровлению финансов, оптимизировали бюджетную систему, совершенствовали систему закупок. Мы достигли беспрецедентного результата: экономический эффект от реализации мероприятий программы за 2019 год составил 1,5 млрд рублей. Это на 66,7 % выше заявленного плана.
Другой позитивный момент – благодаря постоянным мероприятиям по рефинансированию задолженности по коммерческим кредитам и работе с кредитными организациями по снижению процентных ставок нам удалось снизить расходы на обслуживание государственного долга региона на 113 млн рублей. Сейчас долговая нагрузка региона находится на безопасном уровне и соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Однако при общей положительной динамике в работе сохраняются проблемные вопросы, требующие нашего постоянного внимания и контроля. Это вопросы кредиторской задолженности бюджета. Для региона установлен целевой индикатор «доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета». По итогам 2019 года он находится на допустимом уровне и составляет 1,5% при его предельном значении в 1,53%. Сейчас мы принимаем меры по сокращению этой задолженности.
- Как бы вы охарактеризовали принятый на ближайшие три года бюджет? Насколько он будет экономным?
- Бюджет в 2020 году, как и в прошлые годы, будет социально-ориентированным. В структуре расходов, финансируемых через госпрограммы и интегрированные в них национальные проекты, преобладают расходы в сфере социальной политики, образования, здравоохранения. Удельный вес этих расходов на 2020 год составляет около 70%. Другая задача, которая стоит перед нами, – это поддержка отраслей реального сектора экономики. В 2020 году финансирование сохранится на должном уровне, будет обеспечена государственная поддержка сельского и дорожного хозяйств, транспорта, она составит 20,4% от общей суммы расходов. Бюджет развития Ульяновской области на 2020 год также вырос по сравнению с прошлым годом и составил 14,3 млрд рублей.
Отдельно отмечу, что в предстоящей трехлетней перспективе все основные векторы проводимой региональной налоговой политики сохранят свое действие. Так, с целью создания благоприятного инвестиционного климата, которую перед нами ставят и президент, и губернатор, на территории нашего региона были сохранены льготные условия налогообложения для инвесторов.
Мы рассчитываем, что экономический эффект от реализации мероприятий составит не менее 1,3 млрд рублей.
- У некоторых депутатов Заксобрания возникли вопросы относительно исполнимости бюджета, кто-то указал на слабую связь с прогнозом социально-экономического развития региона. В какой степени в самом деле областной бюджет должен опираться на такие прогнозы?
- Качественное социально-экономическое прогнозирование, осуществляемое Центром стратегических исследований, лежит в основе планирования доходов бюджета и расчёта средств на выполнение расходных обязательств с учётом экономической ситуации в регионе. Так, при формировании доходной части бюджета прогноз по налогу на прибыль организаций, который является третьим по размеру бюджетообразующим источником, осуществлялся с учётом оценки ожидаемого поступления за 2019 год и с учётом прогнозируемого темпа роста прибыли в 104%. На этом основании мы рассчитываем на поступления от налога на прибыль организаций в 2020 году в сумме 11,3 млрд рублей.
Да, депутаты нередко критикуют нас по задолженности по заработной плате. Отмечу, в 2020 году прогнозируется рост фонда начисленной заработной платы на 6,8%. А это значит, что все зарплаты сотрудникам бюджетной сферы будут выплачены.
- Ранее вы заявляли о тенденции к повышению сборов налога на прибыль организаций. Какие факторы обусловили этот процесс? Связано ли это только с единичными крупными дополнительными выплатами таких предприятий, как завод «Трехсосенский» и ООО «Марс», или же есть и другие отрасли или группы предприятий, которые обеспечили серьезный прирост?
- На протяжении ряда лет Ульяновская область успешно демонстрирует рост налоговых и неналоговых доходов. В первую очередь речь идет как раз о налоге на прибыль. И увеличение доли отчисления обусловлено расширением производства и открытием новых предприятий.
Безусловно, «Марс» является одним из крупнейших налогоплательщиков, которые с каждым годом увеличивают долю отчислений в бюджет. Но рост доходной части бюджета - не только его заслуга. Ощутимые отчисления в бюджет по налогу на прибыль вносят и другие компании-инвесторы, расположенные в индустриальном парке «Заволжье». Их объем за 2019 год увеличился почти в два раза, при этом только один ООО «Легран» нарастил его в 1,9 раза, а ООО «Немак РУС» – в 5,6 раз. Часть компаний вышла на окупаемость и уже обеспечивает хорошие перечисления в бюджет. Также существенный рост наблюдается в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве – на 38,1%, в торговле и автотранспортных средствах – на 16,7%, в отрасли передачи и распределения электроэнергии – на 38,8%.
- Какие предприятия сейчас являются крупнейшими налогоплательщиками Ульяновской области?
- Крупнейшие налогоплательщики области – яркие представители передовых отраслей, оказывающих влияние на наполнение казны и положительные темпы роста консолидированного бюджета. Это Ульяновский механический завод, «Марс», пивоваренные компании «Трехсосенский» и «АБ ИнБев Эфес», Сбербанк и Альфа-Банк, авиакомпания «Волга-Днепр» и другие. Все эти компании являются нашими партнерами, с которыми мы выстраиваем сотрудничество в разных отраслях.
- Как происходящее на УАЗе влияет его на платежи в бюджеты? Повысил ли УАЗ отчисления налога на прибыль? Логично ожидать и падения НДФЛ, уплачиваемого за его работников. Или это не так?
- Группа компаний «УАЗ» является одним из крупных налогоплательщиков региона. По итогам прошедшего года она существенно увеличила объем перечисленного налога на прибыль в областной бюджет в 15,7 раза – с 20,5 млн до 320,6 млн рублей. При этом по НДФЛ мы видим незначительное снижение с 487,8 млн до 469,2 млн рублей – всего на 3,8%.
- В бюджет заложен рост сборов от налога на доходы физических лиц. На чем основан этот оптимизм?
- Рост сборов от НДФЛ в 2020 году обусловлен прогнозируемым ростом фонда заработной платы на 6,8%, работой по легализации трудовых отношений и снижению уровня «неформальной» занятости. Так, в июле 2020 года в регионе будет введен специальный налоговый режим для самозанятых, согласно которому 4% от дохода физических лиц и 6% от юридических лиц пойдет в бюджет. Также особая роль будет отведена контрольным мероприятиям, проводимым налоговыми органами.
- Чем обусловлен запланированный рост поступлений в бюджет от акцизов? Вы говорили, что целевая задача по пивным акцизам на 2020 год - 12 млрд рублей.
- Да, прогноз по акцизам на пиво запланирован в сумме более 12 млрд рублей. В первую очередь это связано с масштабной модернизацией производства, предпринятой одним из крупнейших налогоплательщиков пивоваренной отрасли в регионе. Несомненно, это позитивно повлияет на рост объемов производства. Вместе с тем, другой налогоплательщик также существенным образом планирует увеличить объемы производства пива, запустив новую линию продукции.
- На какие федеральные трансферты в ближайшие три года может рассчитывать Ульяновская область? Как в части привлечения дополнительных средств строится работа с федеральным центром?
- В 2020 году мы планируем получить финансовую помощь из федерального центра в размере 16,2 млрд рублей, что на 2,1 млрд больше суммы, полученной в прошлом году. В 2021 году ожидаем 12,3 млрд, в 2022-м – 11,5 млрд рублей. Несмотря на снижение запланированного объема федеральных трансфертов, практика показывает, что средств поступает больше. В том же 2019 году из федерального центра поступило сверх плана 8,4 млрд рублей.
Как и всегда, мы планируем получить субсидии, дотации и субвенции. Отмечу, что в 2020 году нам почти в два раза увеличили объем отчисляемых субсидий. Средства будут направлены на отрасли здравоохранения, образования, социальную поддержку, ЖКХ, развитие сельского хозяйства и малого и среднего предпринимательства. Объем дотаций возрастет до 4,5 млрд рублей – плюсом 318,8 млн к прошлому году. Большая часть средств, получаемых в форме субвенций в 2020 году, а это 3,6 млрд рублей, будет направлена на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. В первую очередь на осуществление выплат в связи с рождение первого ребенка.
Также не могу не сказать о реализации национальных проектов как об одной из главных задач. В 2020-2022 годах на них будет направлены средства в общей сумме 30,5 млрд рублей. В приоритете социальные проекты – «Демография», «Здравоохранение» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Отмечу, что в связи с распределением федеральным центром регионам дополнительных средств, имеющих целевое назначение, в бюджет будут вноситься коррективы.
- В последнее время много говорится о повышении эффективности расходов бюджета. Что здесь удается сделать и нет ли противодействия?
- В регионе действует программа оздоровления государственных финансов. В 2019 году экономический эффект от ее реализации составил 860,1 млн рублей. В этом году эффект запланирован в сумме 21,1 млн рублей, но, как мы видим по цифрам прошлого года, мы не только достигнем этой планки, но и перевыполним ее. Главное, чему мы будем уделять внимание, – это совершенствование закупочной системы и повышение качества бюджетного планирования.
- Будет ли на ближайшие три года пересматриваться долговая политика области? Возможно ли сокращение расходов на обслуживание госдолга?
- Долговая политика, безусловно, будет пересматриваться, и мы имеем все резервы для этого. В 2020 году наблюдается тенденция к снижению Банком России ключевой ставки, что является благоприятным моментом для привлечения дешёвых «длинных» денег. Мы планируем выпустить облигации на сумму 7 млрд рублей сроком на 7 лет, планируемая экономия – около 300 млн рублей на расходах бюджета. Напомню, мы уже имели опыт выпуска облигаций. В 2017 году был размещён дебютный выпуск на сумму 5 млрд рублей, и их стоимость сложилась дешевле ключевой ставки Банка России.
Большим достижением является снижение объёма госдолга к общему годовому объёму доходов областного бюджета: с 78% по итогам 2015 года до 53% по итогам 2019-го – на 25%! При этом планомерно сокращается и доля кредитов коммерческих организаций в общем объёме госдолга. В результате расходы на обслуживание госдолга сократились за три года почти в два раза, а высвобождающиеся ресурсы направлены на меры социальной поддержки населения.
Также в 2020 году Минфином России планируется предоставление реструктуризации задолженности субъектов страны по ранее выданным бюджетным кредитам с возможностью их последующего списания. Высвобождаемые в результате реструктуризации средства бюджета будут направлены на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры, что позволит одновременно решить две задачи. Во-первых, отсрочить выплату бюджетных кредитов, а во-вторых, вложить средства в развитие региона, что для нас крайне важно.
Кирилл Биджанов
Фото: личная страница Марины Алексеевой в соцальной сети