Отмена единого налога на вмененный доход убьет тысячи малых предприятий, считают в «Партии Роста». Представители малоформатной торговли и сферы услуг Ульяновска присоединяются к протестам партии Сергея Шнурова против уничтожения системы льготного налогообложения.

Доход, да не тот

На магазинах, киосках и барах Ульяновска появились наклейки «Партии Роста» с лозунгом «Людям – да. Власти – нет. Сохраним ЕНВД!». Предприниматели требуют от федерального правительства продлить до 2024 года действие единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Налог этот позволяет заменить основные налоги единым платежом — 15% от дохода, причем не фактического, а вмененного, рассчитанного по формальным признакам. Например, по торговой площади. Обязательное условие — штатная численность сотрудников не более 100 человек и соответствие определенному виду деятельности. Налог на вмененный доход — фиксированный платеж, который малый бизнес отчисляет в бюджет вне зависимости от объема выручки, будь то условный 1 млн рублей или убыток в аналогичном размере.

Схема льготного налогообложения широко используется в розничной торговле, общественном питании, при оказании бытовых, технических, ветеринарных и транспортных услуг. Режимом ЕНВД пользуется 2 млн из 6 млн представителей малого и среднего бизнеса России.

Морозов урезает налоги

В Ульяновской области единый налог на вмененный доход использует более 2 тысяч компаний и почти 15 тысяч индивидуальных предпринимателей. Большинство из них работает в областном центре.

В апреле 2020 года губернатор Сергей Морозов принял решение о двукратном снижении ЕНВД для предпринимателей Ульяновской области — с 15% до 7,5%. Предполагается, что сэкономленные средства пойдут на восстановление регионального бизнеса после отмены карантинных ограничений.

Однако федеральный Минфин рассудил иначе. Москва утверждает, что льготы используются коммерсантами для сокрытия реальных доходов и уклонения от уплаты налогов. Позиция Москвы: ЕНВД отменяется с 1 января 2021 года, продления не будет. Московские министерства считают, что принятых в стране антикризисных мер вполне достаточно. Если власти называют это поддержкой, то региональный бизнес готов ответить лишь одним — закрытием.

Повышение платежей Москва называет антикризисной мерой

«Партия Роста» и ее ульяновские активисты ратуют не только за сохранение ЕНВД на период до 2024 года, но и за реформирование всей системы налогообложения для малого бизнеса после пандемии коронавируса. В том числе за полное освобождение всех малых предприятий от налоговой нагрузки на три года.

Страсти накалены.

— ЕНВД в свое время вводили как временный налог, на определенный срок, пока экономика не поднимется, и все не разбогатеют, — отмечает основатель партии Борис Титов. — С экономикой не слишком получилось, а вот ЕНВД собираются отменять.

— Зачем мы копили этот резервный фонд? Зачем нам были эти кубышки на черный день? Вот сейчас что у нас? Белый день, или какой? Или, что, розовый? — негодует сопредседатель «Партии Роста», лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров.

Руководитель Ульяновского регионального отделения «Партии Роста» Руслан Ильясов поясняет:

— Речь ведь не о промышленных и финансовых гигантах, а о тех малютках, которые с начала пандемии ложатся спать голодными, а просыпаются разоренными – речь об индивидуальных предпринимателях, розничной торговле, кофейнях, лавках со свежими цветами, речь о пожилых рукодельниках и молодых стартаперах. Сегодня мы чуть ли не торжественно отмечаем возобновление полетов в Турцию. И сегодня же подавленно отмечаем, что большинство из малых туристических компаний до конца года не доживут. Мы много критикуем губернатора. Но Морозов за местный бизнес бьется на всех уровнях. А у Москвы получается как всегда: повышают платежи и называют это антикризисной мерой.

По большинству экспертных оценок, отмена ЕНВД приведет к росту налоговой нагрузки от 1,5 до 10 раз. Вслед за дополнительными затратами на покупку онлайн-касс и ведением отчетности это существенно снизит рентабельность субъектов малого предпринимательства, что приведет к новым сокращениям работников, закрытиям и росту цен.

В кризис крупный бизнес потирает руки и становится еще крупнее

— «Партия Роста» опирается на предпринимателей. Мы создаем рабочие места. Но федеральный Минфин наши рабочие места не интересуют. Бюрократу Садового кольца важно, что совет директоров любой нефтяной компании за день накапает в бюджет больше налогов, чем все индивидуальные предприниматели страны вместе взятые, — негодует Руслан Ильясов. — Отмена льготного налогообложения приведет к смерти миллионов небольших предприятий по всей стране. С переходом на упрощенку или на общую систему налогообложения все маленькие магазинчики, лавки и ремесла будут платить в три, а то и в пять раз больше. Это за гранью выживания. В городах не останется и половины от всех этих продуктовых и цветочных ларьков возле дома, где вас узнают, здороваются, смеются и помнят, что вы у них покупали в прошлый раз, что любят ваши дети. Все сведется к унифицированной системе федеральных торговых сетей. Не будет шаурмы в лаваше по рецепту деда Хасана, а будут только одни сплошные наггетсы. В кризис малый бизнес тает, а крупный потирает руки и становится еще крупнее.

Одновременно с распространением наклеек и кампанией в прессе «Партия Роста» работает с членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы. Законопроект о продлении действия льготного режима для малого бизнеса еще на три года на прошлой неделе поддержала группа из 11 федеральных парламентариев.