Основатель и бессменный руководитель компании SushiBox с филиалами в более чем 27 регионах Александр Ким дал интервью «Живой студии». Успешный предприниматель рассказал о непростом пути к собственному бизнесу и поделился философией, которая позволяет ему находить партнёров и сотрудников.
О первых шагах
– Сейчас тебе 32, ты взрослый мужчина, расскажи, как начинался твой путь?
– Последние 12 лет я посвятил индустрии японской кухни. Начинал с должности обычного повара в родном Волгограде. Проработал год и всё это время думал, как открыть своё дело. В один день покупатель из Воронежа спросил у меня номер телефона собственника компании, чтобы купить у него франшизу. Я предложил записать мой номер, чтобы открыть своё дело. Мы обменялись номерами, и на следующий день я сказал, что согласен приехать в Воронеж. Мне тогда было 20 лет.
– Что ты тогда чувствовал, думал?
– Я видел, что из этого может получиться. В действительности все сложилось непросто. Мы решили работать вместе, но ни у кого не было денег. Около полугода партнер говорил мне, что ищет инвестиции по друзьям и знакомым. Закончилось тем, что компания, где я работал изначально, решила расширять сеть на Воронеж. Стало понятно, что медлить нельзя. Я позвонил партнёру, и через три дня к моему дому подъехал чёрный «Мерседес», мы сели за стол переговоров. Вот с этого дня всё началось – открылись в торговом центре, окупили вложения за 2-3 месяца. Не знаю, к счастью или к сожалению, через полгода я понял, что не нужен своим партнёрам, потому что у меня не было денег. Они предложили мне вложить свою долю. Я тогда поехал к родителям, просил их продать квартиру, просил денег у тётки, дяди. Но никто не смог помочь, и тогда мне «перекрыли кислород». Три-четыре месяца я просидел один в квартире и думал, что же мне делать.
О принятии решений
– Это состояние дало тебе толчок к размышлениям?
– Мы же всегда вспоминаем Бога, когда нам плохо. Вот и тогда я начал понимать, что всё-таки он существует. Товарищи мне рассказали, что в Новосибирске есть площади в «Лентах». Решение надо было принимать быстро. Я пошел по другой схеме: не стал обращаться к родителям, друзьям, я позвонил тем, кто уже был в этом бизнесе. Они согласились. И я на машине, которую мне купили новые партнёры, проехал 4,5 тысячи километров до Новосибирска. Там, в совершенно незнакомом городе, я с нуля начал открывать объекты, изучать маркетинг, финансы, кадровое дело. За полтора года мы открыли филиалы в Томске, Прокопьевске, Набережных Челнах, Ульяновске, Волгограде и т.д.
Были договоренности, что каждый отвечает за свое направление. Но в реальности все оказалось иначе. Я опять стал не нужен, потому что у меня не было своих денег. Вера в человеческое у меня была до последнего. Меня отправили в Ульяновск, здесь как раз с точек ушли все повара.
По приезду я первым делом отправился на торговые точки. Там была полнейшая анархия и ужас. Мы со стажёром, который сегодня является управляющим компании «Пицца-бокс», оказались в одной тележке – отмыли все объекты, потихоньку начали закупать продукты.
Так началась новая история под брендом SushiBox, если вкратце.
– Сколько тогда потребовалось?
– Полтора миллиона рублей, которые по итогу превратились в совсем другие миллионы. С чистого листа создали новую компанию, новый бренд. Потом создали второй бренд – «Пицца-бокс», третий – Edoo, четвёртый – «No brand», пятый – мебельное производство.
О личной философии
– С кем ты сейчас ведёшь бизнес?
– Я выбираю людей, как и я, жадных до жизни, которые хотят что-то творить, совершать и делать.
– Ты говоришь: «хочешь стать человеком – перестань бояться», что ты имеешь в виду? И как не бояться рисковать?
– Мы один раз живём. Самое страшное – мы возьмём миллион рублей в кредит и рискнём. Это либо изменит нашу жизнь, либо поломает её, но в итоге мы это сами определяем. По факту: взялся, значит, беги и делай. Да, сложно.
О людях
– Сколько партнёров сейчас?
- Немного. Может, пять человек, у каждого из них не просто бизнес внутри SushiBox, с каждым – уникальная история знакомства. Вот партнёр из Самары, он вообще меня обучал японской кухне, я ему благодарен. Поэтому предложил вместе строить бизнес, сейчас он занимается Самарской областью. В Чебоксарах работает моя тётя, которая растила меня, когда родители были заняты работой. Сложилось так, что в какой-то момент жизни ей было тяжело, а у меня была возможность ей помочь.
– Видишь ли ты себя в дальнейшем как наставник для молодых ребят? Есть ли такой интерес?
– Конечно. Было бы, кому помогать и с кем разговаривать, кто действительно впитывает информацию. Например, был парень, я на него смотрел и думал, что ему ничего не надо. В один день он мне звонит и говорит: я хочу открыть шаурму, помоги. Тогда мы подключили маркетологов, начали разрабатывать дизайн, подобрали место. Сейчас у него три точки, это меня вдохновляет.
– Можешь как-то описать твой стиль руководства?
– Все начинается с партнерства. Нельзя же привести человека и сказать: «тип управления будет авторитарный». Человек приходит, у него есть свои мысли, своё понимание. Мы даем возможность пробовать, ошибаться, главное – делай. Если так не работает, то ставим рамки, задачи, сроки. В нашей компании люди должны быть творцами.
– На определенном этапе все бизнесмены обращаются к благотворительности. Как у тебя выстраиваются отношения в этой сфере?
– Мы хотим быть справедливыми, мы хотим быть прозрачными. Вот у нас в Самаре курьер привез доставку, вышел, а у него машина загорелась. Ну что делать, давайте скинемся, поможем ему. Благотворительность у нас внутри компании.