Во вторник, 14 сентября, в Ленинском райсуде завершила давать показания директор агентства недвижимости «Пран» обвиняемая Ольга Колесникова. Допрос устроили сразу три адвоката — ее защитник Александр Паулов, Ирина Савельева, представляющая интересы Михаила Сычева, и Сергей Шипков, клиентом которого являлся покойный бизнесмен Сергей Кузнецов. Колесникова заявила: «Виновной себя не считаю!».
— Как дела у детей? — спросил вице-мэр Михаил Сычев из «клетки» своего адвоката Ирину Савельеву.
— Все нормально, — ответила она ему с улыбкой.
— Проверьте мои ходатайства о телефонных звонках, — попросил Сычев помощника судьи, доставая из кармана сувенир от дочери, фигурку розового динозаврика. — Я семью две недели не слышал.
Ольга Колесникова продолжила рассказ о сделке по передаче Симбирской епархии муниципальной собственности. По ее словам, когда отдавали объект культурного наследия на улице Федерации, возникли сложности. К делу привлекли экспертов — настоятеля ульяновского храма Сретения Господня протоиерея Иоана Косых и директора музея-заповедника «Родина Ленина» Ирину Котову. Нужно было найти доказательства, что когда-то это здание имело отношение к религиозному использованию. По данным экспертов, в военное время в Ульяновске были расквартированы священнослужители, и в 1941-1943 годах патриархат размещали как раз по этому адресу. В комитете по управлению госимуществом администрации города Колесникову попросили подготовить соответствующую справку за подписью митрополита. Вопрос курировал предприниматель Сергей Кузнецов, который напрямую общался со всеми интересантами.
Михаил Сычев в статусе первого вице-мэра занимался вопросом передачи имущества лишь несколько месяцев — с марта по август 2019 года. В этот период отношения между ним и Ольгой Колесниковой накалились до предела, перетекли в неприязненные. По мнению директора ООО «Пран», Сычев «прижимал» интересы епархии, встав на сторону собственника ТРЦ «Версаль» Артура Котельникова: между бизнесменом и РПЦ шел конфликт из-за пожарного проезда между храмом и торговым центром (об этом подробно излагалось на прошлом судебном заседании - прим.).
— Сычев находился на стороне «Версаля», говорил, что мы нарушаем права, поэтому проезд должен быть сформирован за счёт епархии, а значит — Любченкова, поскольку он меценат. Мы с Сычевым даже прилюдно поскандалили. Я считала некорректным, что рассматриваются интересы конкретного бизнеса, а не вкупе. На каждом совещании мы вступали в открытый конфликт и полемику. Едины мы были лишь в одном — надо было демонтировать павильон [перед храмом] и перенести воздухозаборник, — утверждает подсудимая.
Со слов Колесниковой, продолжалась череда регулярных совещаний с первыми лицами города и региона, однако вопрос демонтажа киоска с сумками постоянно переносился. В начале июля 2019 года обвиняемая на основе доверенности от Владыки Анастасия (Меткина) подала в МФЦ документы на регистрацию права собственности на здания по улицам Федерации и 12 Сентября. Мэрия в лице КУГИ должна была подать заявление о прекращении прав собственности в пользу епархии. Впоследствии эти объекты должны были отдать Сергей Кузнецову в обмен на участок с киоском, который он выкупил за свои деньги.
В начале августа Сычев перешел на должность главы администрации Ленинского района Ульяновска и больше не курировал сделку. Ответственным лицом за оформление документов была назначена Татьяна Горюнова (управимуществом - прим.). К сентябрю Сергей Кузнецов купил киоск за 14,8 млн рублей, а митрополит Анастасий сложил полномочия. «10 сентября мы должны были выходить на сделку с Кузнецовым, Игорь Любченков нас благословил в ответном электронном письме: "С Богом!". На 17 сентября была назначена встреча с новым митрополитом Иосифом (Балабановым)», — говорит Ольга. Ее доверенность от епархии заканчивалась в октябре, и, как стало позднее известно, Владыка продолжил с ней работу, пролонгировав документ на 10 лет.
— Кузнецов заказал независимую экспертизу, она оценила имущество на ул. Федерации всего в 2,5 млн рублей, это ниже, чем оценивали в КУГИ. Он ругался, что мэрия скинула ему неликвид. Но от взятых обязательств не мог отказаться, ему не нужны были неприятности. Кузнецов вложил в реставрацию и благоустройство этого здания порядка 25 млн рублей, работы проводил открыто, на заборе вывесил паспорт объекта, что застройщиком является он. К этому времени закончил ремонт гаражей, сумма дополнительных вложений составила 4,5 млн. Фирма его брата Дмитрия ООО «Стройинжиниринг» по договору с ДК «Губернаторский» реконструировала воздухозаборник у «Версаля». Со слов Кузнецова мне известно, что за весь период им было потрачено более 60 млн рублей из личных средств, — рассказала Ольга Колесникова. О том, что Сергей Кузнецов стал собственником объекта на ул. Федерации, обвиняемая узнала 28 января 2020 года.
Адвокаты Александр Паулов, Ирина Савельева и Сергей Шипков после выступления подсудимой задали ей несколько вопросов.
Ольга Колесникова пояснила, что в преступный сговор с Сычевым и Кузнецовым никогда не вступала, в 2018-2020 годах на конспиративные встречи они не собирались, а действовала она в рамках трехстороннего соглашения. О запросе и получении архивных справок по зданиям на ул. Федерации и 12 Сентября ей ничего не известно. По версии следствия, Колесникова и Сычев вступили в сговор летом 2018 года, однако обвиняемая это отрицает: «Мы не общались. Первый раз я его увидела на совещаниях в конце марта 2019 года».
Сергей Кузнецов также привлекал Колесникову к работе на своих коммерческих объектах, выдавал нотариальную доверенность на ведение дел. Кроме того, директор ООО «Пран» была указана ответственным лицом за стройку Спасского женского монастыря на Дворцовой, соответствующая информация была вывешена на заборе объекта: «Такое решение принял Любченков. Он понимал, что я ответственный человек и при необходимости могу ответить на любые вопросы». Однако в строительстве подсудимая разбирается плохо.
Помимо этого, по сведениям Колесниковой, следователь, ведший дело, якобы не полностью распечатывал телефонные переговоры фигурантов дела: «Таких фактов очень много, он убрал половину переписки от 2019 года, где я сообщаю о том, что мена павильона назначена на 10 сентября. Полностью предоставить переписку я готова суду. Она сохранилась на мобильном телефоне, он был изъят при задержании, год я им не пользовалась».
По завершению дачи показаний Колесникова заявила: «Я ни в чем не виновна, в сговор не вступала, корысти не имела, документы никакие не подделывала, работала честно и максимально открыто. Назвать мои действия скрытыми при таком контроле со всех сторон как минимум сложно. Действовать втихую было бы просто невозможно. На протяжении четырех лет каждый вопрос рассматривался под лупой. За эту работу я взялась потому, что новые знакомства могли упростить ведение моего бизнеса, увеличить поток клиентов и уровень моего дохода».
Следующее заседание суда назначено на 17 сентября. Ольге Колесниковой на этот раз зададут вопросы судья Светлана Чебукина, гособвинение и пострадавшая сторона - представители горадминистрации. После этого начнут исследовать доказательства, которые озвучит прокурор. Сторона защиты обещает «много интересного».