В среду в Ленинском райсуде продолжили слушать дело о мошенничестве при передаче Симбирской епархии муниципальной собственности. Показания давала обвиняемая Ольга Колесникова — директор агентства недвижимости "Пран". Она рассказала, что вопросы обмена имущества контролировал совладелец АО "Гулливер" Игорь Любченков. Как основной меценат строительства храма он требовал от Колесниковой еженедельно отчитываться за каждое действие и потраченный рубль.

Михаила Сычева привезли из СИЗО с 40-минутным опозданием. В "клетку" он вошел в бодром расположении духа и со словами: "Глаз за глаз, зуб за зуб!". В ожидании начала заседания рассказывал о проблемах со зрением и живо интересовался политической ситуацией в регионе. Обещал проголосовать из изолятора, но только за нового губернатора и списочную часть кандидатов в Госдуму. "За одномандатников не могу, так как СИЗО относится к Железнодорожному району, а прописан я в Ленинском", — сказал Сычев. Адвокат Александр Паулов принес ему газету "Шок", и Сычев громко рассмеялся, увидев свое лицо на обложке.

Вчера показания давала директор агентства недвижимости "Пран" обвиняемая Ольга Колесникова. За два часа заседания успела озвучить лишь треть из планируемого, и 73online.ru приводит ее рассказ. Вести фото- и видеосъемку судья Светлана Чебукина запретила.

Директором агентства Колесникова является с 2013 года, оказывает услуги по документальному сопровождению объектов недвижимости. Информацию в СМИ о близких отношениях с семьей Сергея Морозова она опровергла. Одним из ее клиентов был известный меценат, совладелец торговой сети "Гулливер" Игорь Любченков — Ольга занималась его личным имуществом и объектами компании. В 2016 году он предложил ей заняться оформлением документов для строительства Спасского женского монастыря, обозначил ее роль координатора с органами исполнительной власти и Русской православной церкви. Тогда же Колесникова познакомилась с владыкой Анастасием.

Колесникова: "Долго сопротивлялась предложению Любченкова"

Гонорар для такого объема работы предложили маленький — 35 тысяч рублей ежемесячно, поэтому Колесникова долго не соглашалась на работу. "Но Любченков меня уговорил, сказал, что это благое дело", — объяснила она. Оплата передавалась наличными. Был заключен договор об оказании услуг и трехстороннее соглашение, где заказчик — Симбирская епархия, исполнитель — "Пран", а плательщик — Игорь Любченков. На Колесникову оформили нотариальную доверенность от митрополита.

Судя по рассказу Ольги Колесниковой, на подготовку документов по строительству храма ушло два года, к вопросу относились спустя рукава, поэтому сроки были затянуты. Ответственными от правительства и городской администрации за подписью экс-губернатора Сергея Морозова и бывшего главы Ульяновска Сергея Панчина назначались разные люди, более 10 человек. Была сформирована "дорожная карта".

Перед началом строительства монастыря нужно было демонтировать павильон, где торговали сумками. Он располагался на месте проведения работ между ТРЦ "Версаль" и ДК "Губернаторский". Выяснилось, что 60 квадратов земли и киоск на них находятся в собственности пяти физлиц. Владельцы хотели выручить с продажи 15 млн рублей либо оформить договор мены на иное имущество, эквивалентное по площади и стоимости. "В год этот объект приносил с арендной платы 3 млн рублей, они хотели компенсировать потерянный доход на 5 лет вперед", — объясняет Колесникова. Игоря Любченкова такая цена не устраивала, он просил Ольгу снизить ее до 10 млн рублей, но собственники торговаться отказались. Вскоре, со слов Колесниковой, мэрия Ульяновска и облправительство начали искать подходящую недвижимость, в том числе гаражные боксы. Проект вариантов мены разрабатывал уважаемый архитектор Александр Капитонов.

Колесникова: "Собственники павильона просили взамен участок в 200 квадратных метров"

— Вопрос с павильоном держали на контроле в руководстве городом. Мэрия продолжала проводить встречи для поиска альтернативной недвижимости. Представители епархии и Игорь в довольно жесткой форме спрашивали меня, когда будет демонтирован павильон. Были конфликты с Любченковым, которому не нравилось такое длительное решение вопроса, — говорит Колесникова. Аппетиты собственников киоска росли: например, им приглянулся участок в 3 га на Октябрьской, 42, у "Юннатки".

Горадминистрация в итоге предложила для обмена 15 гаражей на Бебеля, Карла Маркса и Гончарова. В 2017 году их передали в собственность епархии. Однако после схода снега выяснилось, что боксы требуют ремонта. За работы отвечал гендиректор "Стройзаказчика" Александр Шканов, он привлек подрядчика. Любченков сначала согласился оплатить 50% от сметы, но затем забрал слова назад. Гаражи якобы отремонтировали целиком за муниципальный счет. "Мена на тот момент была уже невозможна. Позднее я узнала, что проводить ремонт за счет бюджета было нельзя: боксы были сняты с баланса города, это нецелевое расходование средств", — рассказала Колесникова.

Были и другие трудности: с высотностью монастыря, дорогостоящей историко-культурной экспертизой, на которую Любченков не хотел тратить свои деньги. В 2017 году у бизнесмена произошел конфликт с владельцем ТРЦ "Версаль" Артуром Котельниковым, которому из-за строительства монастыря надо было менять пожарную систему, а это сулило большие затраты.

Весной 2018 года в правительстве состоялась очередная встреча с профильными чиновниками и собственниками торгового павильона. Как говорит Ольга Колесникова, власти явно затягивали процесс. Сергей Морозов и Игорь Любченков были в ярости.

— Игорь держал на контроле все вопросы, разрабатывал механизмы решения. Если они принимались без его участия, просил подробно описывать все сопутствующие моменты. Все поручения он отписывал мне на email, в СМС или мессенджере Вотсап. Интерес Любченкова понятен — именно он являлся источником финансирования и требовал отчёт за каждый вложенный рубль. Часто пересекался с Морозовым и Никитенко на других совещаниях. Мне известно, что там они также затрагивали вопросы по восстановлению монастыря, так как перед каждой такой встречей Игорь подробно просил меня сообщать о статусе решения, потом отзванивался, — рассказывает Колесникова.

Колесникова: "Любченков требовал еженедельных отчетов"

В судебном заседании объявили перерыв до 10 сентября. Отметим, что в уголовном деле 25 томов, будет допрошено 75 свидетелей.

Дарья Косаринова