24 августа свой 55-й день рождения отмечает доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики, филологии и библиотековедения УлГУ, председатель регионального отделения Союза журналистов России Олег Самарцев. Свой юбилей именинник планирует встретить с женой у моря, вспоминая стихи Бродского и ожидая осени и добрых изменений.
- Как вы думаете, какой примерно процент ваших выпускников с кафедры журналистики работает по специальности?
- Процент выпускников, которые становятся журналистами, получив специальное образование, приблизительно одинаков во всех вузах, за исключением, может быть, флагманов - МГУ, СПбГУ и некоторых других - около трети. Точнее сказать невозможно, поскольку после окончания вуза ребята чаще всего попадают в весьма неприветливый и безжалостный медиамир, в котором приходится искать свое место, пробовать множество вариантов, экспериментировать и рисковать. Поэтому даже те, кто сразу же стал журналистом, вскоре могут легко поменять профессию на близкую - PR, контент-менеджмент, медиамаркетинг и т.д., либо вовсе уйти из медиа. Но около одной трети, как правило, все же становятся журналистами. Впрочем, в наше время, стремительно меняющее условия игры в любой профессии, это нормально. Я глубоко убежден в том, что не став журналистом, многие сделали для журналистики гораздо больше, чем продолжая работать. К сожалению, наша профессия требует не только технического профессионализма, владения ремеслом, но и умения вовремя сделать нравственный выбор, таланта, мужества, харизмы. Многие, кстати, уже на середине учебы понимают, что ошиблись с выбором профессии, и сразу по окончании университета работают не по специальности. И это тоже не редкость для многих других специальностей. Так что одна треть - это совсем не мало. Кстати, именно поэтому мы вынуждены постоянно расширять диапазон предметов, которые изучают студенты. Сегодня мы учим не только писать-снимать-верстать, но и контент-менеджменту, технологиям мультимедиа, методике видеопроизводства для социальных сетей, компьютерной графике и т.д. В этом году вводим курсы дополненной и виртуальной реальности на перспективу. Думаю, при желании наши студенты без работы не останутся, даже если не станут журналистами.
- Как оцениваете региональную журналистику?
- Региональную журналистику можно оценивать точно так же, как и журналистику всех регионов. Ульяновская журналистика ничем не лучше и не хуже самарской, владивостокской или любой другой. Если говорить образно, то по концентрации именно журналистики в ее традиционном понимании все российские СМИ сегодня одинаково бедны. Журналистика вообще последние годы сильно разбавлена разнообразным «медиаконтентом». Как писал Жан Бодрийяр, в наше время все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла. Если оценивать нашу журналистику по числу действительно профессиональных изданий, где журналистика, правда, беспристрастность и т.д. стоят на первом месте, то получится так себе - не слишком здорово. Если оценивать по именам журналистов, региональных «звезд», которых любят читатели или зрители-слушатели, которым верят лично, публикации которых обсуждают, то тоже так себе - не блестяще. Если по количеству и качеству информации, то вполне хороший уровень - диапазон региональных изданий вполне справляется с задачей информирования общества о важном и социально значимом. Видите, как получается: по разным критериям - по-разному. Хотя в целом - нормальный для региона уровень.
- Насколько она качественная? Чего ей не хватает?
- Про качество - спросите у читателей. Мало хороших материалов, мало тяжелых жанров, мало глубоких материалов, мало людей, судеб, хорошего текста. Много лет никто не пишет очерки, даже репортажей немного. Таких, чтоб мурашки по коже. Зато много интересного, привлекательного, иногда забавного или полезного. Вымывание жанров - это не наша беда, это тренд нынешнего состояния медиарынка. Депрофессионализация, дороговизна качественного контента, малая готовность аудитории воспринимать «тяжелые» тексты - причин множество. Качественная журналистика стала первой жертвой новой цифровой реальности, и это придется преодолевать многие годы. Но стремиться к этому надо. Иначе сбудутся прогнозы футурологов, и журналистика станет мертвой профессией.
- Какие у вас планы по написанию учебников?
- Планов множество, но все неосуществимые. Все, кто сегодня работает в сфере образования, подобны Алисе в Стране Чудес: мы пытаемся зафиксировать ускользающую реальность стремительно меняющегося медийного ландшафта. Только-только сформулируешь нечто, что кажется полезным и правильным, только-только про это напишешь, а оно уже устарело, стало ненужным, ушло в прошлое. Так случилось с несколькими учебниками по интернет-журналистике. Их написали, они ушли в вузы, в них все было правильно - и вот сейчас они никому уже не нужны. Медиаплатформа - это уже не сайт или портал, это социальные сети, трансмедиа, агрегаторы, видеохостинги и так далее... Мой учебник «Творческая деятельность журналиста» впервые вышел в 2007 году и стал первым российским хэндбуком по журналистике в те годы. В этом году выйдет 6-е переиздание. И я ни слова там не меняю, хотя давно пора многое изменить, потому что просто не успеваю за трендами и технологиями. А тот старый вариант выживает потому, что описывает не инновации и тренды, а базу, основу, «ядро» журналистики, которое не меняется. Думаю об учебнике с условным названием «Мастерство универсального журналиста», но пока только планирую и готовлю материал. Последняя книга, которая уже опубликована издательством «Академический проект», думаю, будет очень интересна не столько студентам, сколько школьникам и их родителям. Она называется «Необыкновенные приключения в медиамире» и довольно увлекательно, почти в детективной форме, рассказывает о том, что же такое современные медиа, как они возникли, в чем их главные принципы. Книга относится к формату «научное издание», а по сути дела - это небольшой и очень понятный учебник-квест для тех, кому медиа интересны. Кстати, тоже пока первый и единственный в стране по этой тематике для детей и подростков. Думаю, поэтому и предисловие к нему написала декан журфака МГУ Елена Леонидовна Вартанова. Жду, как на нее отреагирует читатель. Надеюсь, четыре года поработал не зря.
- А вообще как чувствуете себя в качестве автора книг и учебников?
- Автору учебника приходится нелегко. С одной стороны, проверка временем. Вроде бы написал, издали, почитали и вдруг - забыли, сложили на дальнюю полку. Обидно. А если учебник живет, то ответственность. Много приглашают именно как автора учебника из госстандарта по журналистике читать лекции и преподавать в другие регионы, ждут откровений, волшебных рецептов. А их нет. Есть непростая профессия, ремесло, которое надо безупречно освоить - вот и весь секрет. Приходится много примеров приводить, все время обновлять знания, держаться в курсе. Написал учебник - не ленись учиться сам.
- Знаю, вы также следите за выходом новых учебников и пособий по журналистике. Как оцениваете опыт коллег в этой сфере? Какие источники из новых вы порекомендовали бы своим студентам?
- Учебников нового типа мало. Причина этого именно в том, о чем я говорил выше. Трудно поймать все время развивающееся медиапространство, тем более его постулировать. Но кое-что появляется. «Неучебное пособие» Максима Корнева и соавторов, «Мультимедийная журналистика» под редакцией Анны Качкаевой, чудесные книги Александра Колесниченко «Настольная книга журналиста» и «Прикладная журналистика»... Книг много, надо торопиться их прочитать - иначе тоже устареют. Нашим студентам сейчас непросто - они изучают основы мастерства, которое изменяется даже не год от года, а месяц от месяца. Правда, хорошо, что базовые принципы журналистики остаются неизменными.
- Вы выпустили в жизнь уже не один поток студентов. Какие советы или наставления вы чаще всего даете своим выпускникам?
- Совет один: журналист должен стараться работать так, чтобы в конце профессиональной биографии ему не было бы стыдно рассказать о ней своим детям или внукам. Не обманывая себя, по-честному. Отговорки вроде «ну так было нужно для трафика-карьеры-заработка» тут не пройдут. Они проходят сиюминутно, здесь и сейчас, а со временем сам легко поймешь, было ли в твоей работе такое, за что можно стыдиться. И если было много, то плохо дело. Значит, надо было вовремя уйти из профессии.
- Слышал, вы собираете антиквариат. Расскажите, пожалуйста, о вашей коллекции.
- Весь мой антиквариат - множество интереснейших и редких артефактов, связанных с медиа, журналистикой, коммуникацией. Я мечтаю вместе с коллегами из регионального СЖ все же открыть однажды музей журналистики. Помещение мы нашли, экспонатов множество, губернатор идею поддерживает. Но вот пока плохо с финансированием - денег найти не можем. Может быть, попробуем подать грант, посмотрим. Вот и весь антиквариат...
- У вас юбилей в этом году. Как планируете провести его, если не секрет?
- Юбилей... Скорее, круглая дата. В этом августе юбилей не только у меня: у Жореса Александровича Трофимова, у Жана Бареевича Миндубаева - наших истинных патриархов. Свой же планирую как всегда - встретим с супругой у моря, вспоминая строки Бродского римскому другу: "Нынче ветрено и волны с перехлестом. Скоро осень, все изменится в округе...". Скоро осень. Надеюсь на добрые изменения.
Игорь Игнатьев