Еженедельная рубрика 73онлайн на финишной прямой депутатского срока региональных парламентариев впервые повествует о том, кому работа в должности народного избранника надоела. Сегодня речь о работе единоросса Николая Ваганова, члена комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного собрания Ульяновской области четвертого созыва.
В политику Николай Ваганов пришел… из леса. После окончания Марийского политехнического университета устроился в Белозерское лесничество Майнского лесокомбината. В 1987 году получил должность директора Старомайнского лесхоза, где, собственно, и работает до сих пор. Но положение Ваганова за 30 лет сильно изменилось, как, впрочем, и ситуация в лесхозе.
В 2009 году Лесной кодекс разделил функции управления, контроля и хозяйственной деятельности в лесу. Последнюю отдали на откуп коммерческим структурам и частным предпринимателям. Большие участки леса ушли в аренду на долгий срок. К 2010 году на базе Старомайнского лесхоза директор Ваганов создал аж шесть предприятий лесопереработки, которые быстро превратили недавно скромного лесничего в одного из самых успешных бизнесменов Старомайнского района.
К этому времени Николай Ваганов уже был старожилом районного Совета депутатов (четыре созыва подряд!) и вообще считался одним из самых авторитетных обитателей Старой Майны. Повышение в ранге явно назревало, и в 2013 году Ваганов провернул эту операцию блестяще: на выборах депутата ЗСО по седьмому Чердаклинскому округу одержал убедительную победу - 19851 голос против 6330 у ближайшего преследователя, Юрия Давыдова. В предвыборной агитации обещал «заниматься не политикой, а хозяйственными вопросами», но в Доме советов первым делом вступил во фракцию «Единой России».
Как депутат, Николай Ваганов оказался не особенно ярок - ни в скандалах, ни в громких законодательных инициативах замечен не был. Возможно, тому виной пошатнувшееся здоровье - депутат часто пропускал заседания, стараясь избегать генерирующих стрессы интриг и политических противостояний. Наверное, если бы пошел в региональные депутаты пораньше, карьера на Радищева-1 сложилась бы эффектнее. В районе его помнят, как человека инициативного и крепкого хозяйственника. В последние четыре года Ваганов, как сам говорит, сосредоточился на благотворительности и решении конкретных проблем избирателей.
Ваши основные достижения за четыре года?
Считаю, что за время работы нашего созыва удалось серьезно изменить ситуацию в регионе с дорогами. Своя рубашка ближе к телу, потому особенно радуют новые дороги в поселке Старая Майна. Раньше там яма на яме была. Конечно, в этом большая заслуга исполнительной власти, но именно мы, законодатели, ее направляем и контролируем.
Это достижение наше общее - всех коллег-депутатов и чиновников регионального правительства. Как свои личные достижения, отмечу многочисленные благотворительные акции. Возглавляемое мной предприятие помогало строить и ремонтировать школы, детсады и церкви. Мы отстроили сгоревшие храмы в Поповке (Чердаклинский район) и в Старой Майне, а в Прислонихе восстановили исторический облик местной церкви, вложив в нее пять миллионов чистыми собственных средств. Стоило недешево, но экономить было нельзя – требовалось сохранить традиционную эстетику и дух пластовских мест. Хочу заметить, что хоть сам христианин, но в благотворительности только своей верой не ограничиваюсь - недавно оплатил 70% затрат по восстановлению сгоревшего медресе старомайнским мусульманам.
Главная личная гордость – музей леса в Старой Майне. Я - лесник, всю жизнь лесом занимаюсь и поэтому быть создателем единственного в ПФО (и одного из немногих в РФ) лесного музея для меня огромная честь. Особенно приятно, что он нравится людям. Деревянный домик нашего музея официально назначили ульяновской резиденцией Деда Мороза. Мы сделали Старую Майну областным филиалом Великого Устюга.
Ваши основные неудачи за четыре года?
Главная неудача – газификация. Медленно она в области идет. У меня в матвеевской зоне Старомайнского района несколько сел не газифицировано. Обещал помочь, когда шел на выборы, вроде немало работал в этом направлении, пытался продавить вопрос, заручился поддержкой Бакаева и Морозова, но газ и ныне не там.
Поддержу коллегу Виктора Антипова из прошлой публикации - удручает ситуация с ульяновским птицеводством. Перед выборами встречался с работниками птицефабрики «Ульяновская», узнал проблемах отрасли, обещал помочь, но областное птицеводство так и остается в бедственном состоянии. Причем, какие-то решения мы находим, привлекаем в птицеводство инвесторов из Мордовии, но… даже приход людей с деньгами не решает ситуацию.
Какие предвыборные обещания вам удалось выполнить, а какие нет?
Удалось выполнить одно из главных обещаний – решить проблемы Старомайнского района с водой в летний период. Построили водопруд, поставили новые водонапорные башни – больше у сельчан нет проблем с поливкой огородов.
Не смог наладить централизованный сбор мусора. Причем не только у себя в округе. Это вообще острая проблема всех районов области. За несколько лет работы понял, что она выходит за рамки возможностей регионального депутата.
Вы планируете продолжать работу депутатом?
Нет, мне уже 65 лет, пора дать дорогу молодым. Мне нравится современная политическая тенденция – выдвигать на руководящие посты молодых людей. Опыт - дело хорошее, но чтобы решать проблемы нужен, как сейчас говорят, драйв, а по-нашему, задор. Пожалуй, отойду в сторону, поживу немного для себя, нужно здоровье поправить. Да и просто хочется назад в лес, в его тишину, к любимому и понятному делу, где нет суеты и нервотрепки.
Ваш самый резонансный законопроект?
На этот вопрос обычно отвечают рассказом о принятом законе, а я проявлю оригинальность и скажу, что мой самый резонансный законопроект – тот, который так и остался проектом. Это закон о полигонах ТБО в районах области.
Для меня экология всегда была темой важной. Горжусь, что все мои предприятия работают без отходов. Но вокруг живут и работают разные люди, поэтому одной из причин пойти на выборы для меня было желание навести порядок со сбором и утилизацией мусора у себя в районе. Однако, вскоре столкнулся с тем, что эта проблема – крепкий орешек. Если в городе открытие полигона ТБО с установкой дорогостоящего завода – проект, вполне возможно, рентабельный, то вкладывать деньги в районный полигон желающих мало. Расстояния большие, предприятий немного, вложенные деньги окупятся бог знает когда. Что делать? Считаю, надо принимать программу о федеральном софинансировании строительства полигонов ТБО в сельских районах. Но принять такую программу может только Госдума, а ее не так просто заинтересовать региональными инициативами.
Надеюсь на то, что это сделают люди, которые придут на смену мне и моим коллегам в Заксобрании. Экологическая тематика только недавно стала восприниматься как реальная острая проблема, в 90-х и нулевых к ней относились, как к какой-то блажи. Только в последние годы стали менять отношение к экологии, осознавать ее значимость. Увы, но найти решение природоохранных проблем, видимо, уже предстоит людям, которые придут нам на смену.
Максим Кузнецов.