Несмотря на то, что с января рекомендованные розничные цены на легковые автомобили выросли на 12%, а до конца года ожидается подорожание еще примерно на 8%, ульяновцы сметают машины в автосалонах, рассматривая покупку как инвестицию. При этом аналитики сходятся во мнении, что стремительный рост стоимости автомобилей во всех сегментах рынка, связанный в первую очередь с обесцениванием рубля, продолжится и в новом году и приведет к перераспределению потребительского спроса в пользу более дешевых машин.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», с января по сентябрь 2020 года рекомендованные розничные цены на новые легковые машины выросли в среднем на 12%.

Только в сентябре 30 марок из 49, представленных на российском рынке, повысили стоимость своей продукции. Повышение цен затронуло даже автомобили массового сегмента. На 7 – 16 тыс. руб., то есть на 0,8 – 2,9% стали дороже почти все модели LADA. Прежние ценники сохранил лишь внедорожник LADA 4x4 Bronto. На 1 – 2% подорожали и автомобили УАЗ.

В октябре повышение рекомендованных розничных цен, по данным мониторинга агентства «АВТОСТАТ», продолжилось:

  • Renault переписал ценники на все модели во всех комплектациях, добавив 13 - 31 тыс. руб. (+1,5 – 3,7%).
  • Четыре модели Volkswagen из семи, представленных на российском рынке, стали дороже на 20 – 48 тыс. руб. (+0,8 – 3,2%).
  • Весь модельный ряд Nissan стал стоить больше на 10 – 54 тыс. руб. (+0,3 – 4,4%).
  • Кроссоверы и внедорожники Suzuki - на 20 тыс. руб. (+1 – 1,5%).
  • Mazda увеличила стоимость седана Mazda 6 и кроссоверов CX-5 и СХ-9 на 15 – 35 тыс. руб. (+0,8 – 1,1%).
  • Автомобили Subaru 2020 модельного года во всех своих комплектациях подорожали на 30 тыс. руб.
  • Почти весь модельный ряд премиального бренда Mercedes-Benz добавил от 70 до 860 тыс. руб. (+1,9 – 10,4%).
  • Две модели Haval – кроссовер F7 и его купе-версия F7x – стали дороже на 10 – 30 тыс. руб. (+0,6 – 1,7%).
  • Hyundai стали стоить больше на 5 – 30 тыс. руб. (+0,4 – 1,6%).

Также подорожали Geely, Cherry и Infininty. Компания Nissan в июне объявила о прекращении продаж автомобилей Datsun в России. Их производство на мощностях АВТОВАЗа планируется завершить в декабре, а поставки дилерам продолжатся до марта 2021 года. В октябре же автопроизводитель повысил цены на седан on-DO и хэтчбек mi-DO на 15 тыс. руб. (+ 2,1 – 2,9%).

Рост цен связан с падением курса рубля, поясняет гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов. «Подорожание автомобилей – неизбежный процесс, ведь даже в машинах отечественного производства значительная доля иностранных комплектующих», – поясняет он. По мнению руководителя пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азата Тимерханова, за этот год цены на авто вырастут в среднем на 20%.

При этом, по мнению экспертов, стабилизации не стоит ожидать и в новом году. «У Правительства России в долгосрочной перспективе нет других вариантов, кроме продолжение девальвации рубля по отношению к доллару, поэтому мы увидим дальнейшее повышение стоимости автомобилей», - отмечает г-н Цибизов.

Согласен с ним и гендиректор компании «Авторай» Владимир Набатов, который говорит о том, что сейчас многие зарубежные автоконцерны вынуждены продавать автомобили в России если не в минус, то с очень низкой рентабельностью.

– С нового года, когда будут заключаться новые контракты на поставки, мы увидим, как производители продолжат повышать цены. Связано это с желанием автоконцернов отыграть потери из-за падения рубля. В этом году им не удалось резко увеличить стоимость – покупатели были к этому не готовы. Поэтому ждем роста цен и в следующем, – поясняет Владимир Набатов.

Такие прогнозы подстегнули многих ульяновцев к покупке нового авто. По словам аналитиков, люди стремятся как можно быстрее купить автомобиль, пока цены на машины не поползли еще выше.

– Люди понимают, что валюта уже не откатится назад. Кто-то вкладывает средства в приобретение квартир, пользуясь льготной ипотекой, а кто-то покупает машины. Например, если раньше в салонах Ульяновска модели Lada X-Ray подолгу стояли, сейчас их не найти во всем городе. Машины практически сметают, – рассказал представитель одного из региональных автодилеров.

Подогревает спрос и дефицит новых автомобилей на рынке, который сформировался из-за сокращения автозаводами объемов производства. «Из-за пандемии многие автоконцерны не выполнили план производства, поэтому поставили нам машин меньше, чем было предусмотрено контрактами. Мы не выполняем план продаж из-за нехватки продукции», – пояснил Владимир Набатов.

Снижение объемов производства автомобилей подтверждает и руководитель департамента информации и общественных связей ООО «УАЗ» Константин Сазонов. По его словам, это характерно для всех автопроизводителей. «Среди причин можно выделить как объективные факторы в виде противоэпидемических ограничений (снижение спроса из-за режима самоизоляции), ограничений численности привлекаемого к работе персонала, сокращенных недель, так и субъективные факторы. У нас это факторы, связанные с подготовкой производства к запуску новой модели», - рассказал Константин Сазонов.

Кроме того, спрос подогревают доступные автокредиты, в выдаче которых заинтересованы банки. По данным Банка России, в 3 квартале 2020 года средний размер автокредита в России побил все рекорды – 843,3 тысячи рублей, что на 11,5% больше, чем во 2 квартале.

Автодилеры уверены, что подорожание машин изменит структуру потребительского спроса. Люди станут активнее приобретать более дешевые авто: производства АвтоВАЗа, Kia, Hyundai, Renault, Skoda, Volkswagen. «Это хороший шанс для отечественного автопрома. Спрос на автомобили российского производства будет расти, а значит, заводы получат дополнительную прибыль», – уверен Владимир Набатов.

– Эта возможность будет использована, если отечественный автопром направит выручку на модернизацию производства, на повышение качества российских автомобилей, потому что по этим позициям мы проигрываем зарубежным конкурентам. Если автозаводы пустят прибыль на латание дыр и выживание, шанс окажется бесполезным, – подытоживает Дмитрий Цибизов.

Екатерина Старцева