Последние три месяца из-за резкого роста инфляции реальные доходы населения заметно снизились. Многие почувствовали, что продуктовая корзина теперь съедает больше бюджета, чем раньше, и людям пришлось отказаться от ряда продуктов. 73online.ru выяснил, как изменились потребительские привычки ульяновцев и на чем они готовы экономить, а на чем — нет.

Едят сытно, но просто

По данным Исследовательского холдинга «Ромир», средние недельные расходы россиян на питание со 2 по 8 мая составили 5 309 рублей. Средний чек в продуктовом магазине — 671 р. В конце января сумма была меньше на 24 рубля. Среднестатистический покупатель сейчас ходит в магазин 6-7 раз в неделю.

«Ромир» также провел исследования, посвященные рациону россиян. Как выяснилось, большинство людей предпочитают достаточно простые и сытные продукты. На завтрак чаще всего едят яйца, творог, молоко, овсяную кашу и йогурт. Для приготовления обеда и ужина используют мясо, макароны, рис, картофель и лук в качестве ингредиента.

То, что ульяновцы не экономят на базовых продуктах, показывают и итоги весенних сельхозярмарок. Если в прошлом году покупатели потратили на них порядка 56 миллионов рублей, то в этом — 65 млн р. Большим спросом пользовались куриные яйца, овощи, сахар, мясо, колбасные изделия, мука, макароны, растительное масло.

Покупают меньше сладостей

В магазинах среднего ценового сегмента не фиксируют существенных изменений в структуре потребительской корзины и среднего чека. Гендиректор торговой сети «Гулливер» Елена Сорокина говорит, что люди по-прежнему берут курицу, мясо, молочную продукцию, колбасные изделия, сыры, в том числе дорогих сортов. «В базовых продуктах покупатели себе не отказывают. Мы привыкли, что дома должны быть суп, вторые блюда, для их приготовления необходима та же курица, мясо, рыба. Эти товары активно покупают. Нет такого, что ульяновцы перешли на кашу на воде. Складывается впечатление, что люди экономят на сопутствующих покупках, которые мы «захватываем» по пути, приходя в магазин. Это конфеты, печенье, леденцы — без чего легко можно обойтись. Мы отслеживаем запросы покупателей, и если они резко изменятся, будем корректировать ассортимент», — пояснила Сорокина.

То что покупатели стали экономить на сладком, отмечают и в сети магазинов «ВкусВилл». Пресс-служба компании сообщает, что с начала апреля ажиотаж на определенные категории товаров спал, и спрос начал стабилизироваться. «Покупатели готовы экономить на десертах, экзотических фруктах и овощах, соусах и деликатесах. Идет переход в сторону более бюджетных аналогов, например, замена деликатесной колбасы на более простую или пирожное вместо торта. При этом наши покупатели не хотят менять привычный образ жизни и поступаться качеством продуктов. Актуальнее всего внимание к качеству мяса, фруктов и овощей, молочной продукции», — пояснила сотрудник PR-службы «ВкусВилла» Дарья Плотникова.

Не экономят на здоровье

Владелец сети магазинов здорового питания «Зеленая улица» Валентин Глухов отметил, что колебаний в плане спроса и среднего чека сейчас нет. Он предположил, что дело в специфике ассортимента. Многие товары люди приобретают, потому что им их рекомендовали врачи или диетологи. «Например, человеку нужно употреблять клетчатку, и он ее в любом случае купит. Вопрос только в том, где. Цены у нас конкурентоспособные, поэтому покупатели продолжают ходить в наши магазины. Опыт предыдущих кризисов показывает, что даже в ситуации, когда нужно экономить деньги, люди не готовы делать это в ущерб здоровью», — рассказал Глухов.

Берут дешевый алкоголь

Если говорить про магазины экономсегмента, то тут перемены практически не ощущаются. Видимо, их покупатели и раньше жили в режиме сбережения средств, поэтому с началом кризиса для них мало что изменилось.

Один из сотрудников сети магазинов «Победа» отметил, что ульяновцы не стали брать меньше продуктов и не изменили потребительскую корзину. Например, на эти майские праздники, как и в прошлые годы, спросом пользовались дешевый алкоголь и шашлыки. В обычное время закупки стандартные: покупатели берут мясо птицы, много круп, молочную продукцию. Единственное — стали покупать меньше замороженной курицы и рыбы, увеличились продажи охлажденной продукции.

Представитель сети магазинов экономкласса «Находка» отметил, что в марте наблюдался повышенный спрос на ряд товаров, но в апреле он стабилизировался. Сейчас продажи стандартные. Покупатели, как и раньше, активно берут молоко, крупы, курицу. Количество покупаемых продуктов также не изменилось, люди по-прежнему приезжают и закупаются на всю неделю.

Эвелина Роженцева