В ближайший год на рынке коммерческой недвижимости будут востребованы торговые помещения, арендуемые федеральными сетями, объекты туристической отрасли и производственные площади под импортозамещение, говорят опрошенные 73online.ru эксперты. Значительного колебания цен специалисты не ждут, напротив, на фоне снижения спроса и увеличения предложения возможно некоторое снижение ценника на мелкие объекты — мини-офисы, кофейни и косметические салоны. О трендах на рынке коммерческой недвижимости — в материале 73online.ru.
Рынок ориентируется на производителей
Рынок коммерческой недвижимости всегда чутко реагирует на происходящие в стране события, говорит аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева. Два года назад он сильно видоизменился из-за пандемии — значительно снизилась посещаемость крупных торговых центров и возросла популярность небольших магазинов, салонов красоты, аптек рядом с домом. Соответственно, торговые площади подобного рода стали пользоваться спросом.
Ситуация с санкциями и уходом зарубежных брендов также скажется на рынке коммерческой недвижимости. В сфере малого и среднего бизнеса может возникнуть больше возможностей для создания российских аналогов продукции ушедших компаний. Следовательно, есть высокая вероятность оживления в бизнес-среде (учитывая готовность государства оказать помощь отечественным предприятиям по программе импортозамещения), поэтому возможен виток спроса на покупку производственных помещений.
«Если говорить про аренду, то в среднесрочной перспективе возможно существенное повышение предложения и снижение спроса. У многих владельцев коммерческой недвижимости были договоры аренды с зарубежными компаниями, которые сейчас отказались от помещений или пока не дали четкого ответа, будут ли их продлевать. Спрос среди российских производителей появится, но это займет некоторое время. Поэтому пока рынок, вероятно, будет пересыщен предложением», — пояснила Наталия Пырьева.
Ставка на федеральные сети и туризм
Рынок коммерческой недвижимости Ульяновска сейчас активен, отмечают опрошенные 73online.ru эксперты. Люди, у которых есть свободные средства, стараются вложить их в коммерческие объекты. Многие улучшают свои активы, например, продают помещение меньшей площади или менее удачно расположенное и приобретают более дорогое, ликвидное. В то же время кризис для некоторых это повод для оптимизации, и многие принимают решение избавиться от некоторой недвижимости.
«Сейчас рынок несколько лихорадит, но в скором времени он устаканится. Предполагаю, что еще год он останется стабилен, без сильного колебания цен», — говорит руководитель отдела продаж коммерческой недвижимости агентства «Перспектива 24» Ольга Шептиенко.
Сейчас хорошо продаются ликвидные объекты с надежными арендаторами – особенно федеральными сетями, либо привлекательные производственные площади. «По-прежнему будут востребованы объекты с быстрой окупаемостью (до 7 лет), где есть арендатор и уверенность, что он не съедет. В большей степени это сфера торговли. Интересны покупателям и производственные площади с хорошими мощностями. Оживление в этом секторе уже пошло», — говорит учредитель агентства недвижимости Domatoot Светлана Пономарева
В ближайшей перспективе окажутся востребованы и объекты, подходящие для организации туристического бизнеса, говорит коммерческий директор «Центра недвижимости» Мария Дикова. Людям проблемно выехать за границу, и они обратятся на внутренний рынок — вырастет спрос на базы отдыха и другие туристические комплексы.
Крупные торговые центры стоимостью 200 - 300 млн рублей, если они рентабельны (хорошая проходимость и наполняемость арендаторами), тоже будут востребованы, считает Ольга Шептиенко. Как показывает практика, такие объекты в Ульяновске покупают преимущественно иногородние крупные инвесторы — из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга.
Падение спроса на «мелочь»
На региональном рынке коммерческой недвижимости представлено достаточно много мелких объектов (киоски, мини-офисы, кофейни, косметические кабинеты и т. д.). Ольга Шептиенко связывает это с тем, что малый бизнес переживает сложные времена. Некоторые предприниматели остро нуждаются в «живых» деньгах. Они уходят из собственных помещений, продают их и переезжают на арендованные площади, используя полученные средства для развития или поддержания бизнеса. Спросом, скорее всего, будут пользоваться те объекты, где можно открыть торговлю. «Я вижу, что многие представители малого бизнеса ушли с рынка в период пандемии, многие уходят сейчас. Даже когда станет немного спокойнее, не каждый будет готов вернуться: люди устали от постоянной борьбы за выживание», — подтверждает Мария Дикова.
Президент областной гильдии риелторов, руководитель компании «Мир Д-Град» Наталья Кутузова отмечает падение спроса на мелкие объекты коммерческой недвижимости. Отчасти причину видит в росте кредитных ставок. «Такими объектами почти не интересуются. Чаще всего киоски, микро-магазины или офисы покупают представители малого бизнеса и на кредитные средства, так как не имеют достаточного количества живых денег. Сейчас кредит стоит 25-26%, для многих он неподъемный, и они остаются в аренде», — пояснила Кутузова.
Риелтор считает, что сейчас время сделок по крупным объектам. Идет перестройка бизнес-процессов, и предприятия будут приобретать новые помещения под новые задачи. У них есть средства, и они могут совершать покупки без привлечения кредитных денег. «Это как с квартирами. На обычное жилье спрос снизился, а вот элитное берут хорошо. То есть будут уходить объекты, которые рассчитаны на обеспеченного покупателя», — говорит Кутузова.
Светлана Пономарева считает, что стагнация на рынке небольших коммерческих помещений временна: «Людям нужно зарабатывать, и если одни будут закрывать бизнес, то другие будут его открывать или расширять».
Фото на главной: avito.ru