73online.ru встретился с хозяйкой ульяновского кафе Гульнарой Бабаевой, которое власти лишают привычного места в центре Ульяновска. До 15 мая шашлычку обязали самостоятельно убраться, очистив площадку. Собственники, персонал и гости заведения просят чиновников одуматься.

Шашлычная на улице Федерации – знаковое место для тысяч горожан, заведение работает 24 года. Недавно владельцы получили уведомление от регионального Минимущества и архитектуры об окончании арендного срока с требованием снести объект незаконного капитального строительства.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ СО СТРОИТЕЛЬНЫХ ВАГОНЧИКОВ

История кафе началась в сентябре 1999 года. Прежде собственники недолгое время владели хлебопекарней на улице Урицкого, но возникла идея заняться мясом.

В 90-х Федерации сложно было назвать ресторанной или барной улицей, как сегодня. Здесь было отхожее место, свалка в овраге. Владельцы своими руками всё разгребли, забетонировали верхнюю площадку, сделали мазанки, обложенные кирпичом, поставили списанные строительные вагончики, рядом – столики и зонтики, натянули маскировочную военную сетку (крыши не было). Землю взяли в аренду у соседей — ООО «Фасадремстрой» (три года назад здание снесли). Потом шашлычная расширилась до 1200 м2, появились кабинки с подогревом. До сих пор нет фундамента.

Фото с открытия в 1999 году.

Много было всякого за эти почти четверть века... Собственники ждали возможности выкупить арендованный участок, но в конце «нулевых» постановление о выкупе куда-то испарилось. К 2005 году был заключен договор аренды с Минимущества, который продлевался каждые пять лет. Счастье закончилось в 2015-м, когда владельцам разрешили занимать место на неопределенный срок. Так и жили до уведомления о сносе.

ВЫЖИВАЛИ КАК МОГЛИ

В связи с предстоящим сносом 73online.ru поговорил с индивидуальным предпринимателем Гульнарой Бабаевой. И даже сейчас, когда хозяйку уведомили о демонтаже, персонал не опускает руки.

Каждое утро свежее мясо закупают на центральном рынке у проверенных временем поставщиков. По самым грубым подсчетам, ежедневно кафе получает около 300 заказов и порядка 100 посетителей. Приходят целыми семейными династиями. Цены демократичные: свиной шашлык стоит 170 рублей, салат — 25 рублей и столько же стоит стакан чая. Жарят тут на открытом огне на глазах у гостей: в свое время это было фирменной фишкой кафе, раньше такого в Ульяновске не было ни у кого.

В рабочем кабинете играет «Шарманка» в исполнении Николая Баскова. За спиной хозяйки – с десяток благодарственным писем. В какой-то момент Бабаевой позвонил сын Михаил из ЛНР, полгода он служит в саперной роте 31 штурмовой бригады ВДВ. Перекинулись дежурными фразами, ульяновцы собирают землякам на СВО очередную посылку. У женщины затряслись руки. Гордится, что сын – патриот.

— В 90-х годах всякое было. Я вообще не знаю, как мы выжили, много негатива было от людей, имеющих власть. Душили частный бизнес, как и сейчас. Ничего не изменилось... – Гульнара закурила сигарету.

ЖИРНЫЙ КУСОК?

— Все начиналось с друзей, которые начали к нам приходить на обед. Люди до сих пор к нам заглядывают разные: работяги и бизнесмены. Мы не делим гостей на своих и чужих. Атмосфера здесь дружественная, многим есть, что вспомнить. Целое поколение здесь выросло. У кого-то молодость прошла, ностальгируют.

Подружились с кузнечным домом. Городские архитекторы разработали эскиз фасада с учетом исторических зданий рядом, нам его согласовали. Появилась кованая решетка и новый арт-объект – памятник шашлыку.

Аренду продлевали каждые пять лет с 2000 года. Потом прислали письмо: работайте как работали, а там видно будет. Дело в том, что за эти годы входило столько много разных постановлений... Ведь если предприятие не убыточное, ежемесячно и без проблем платит налоги, много лет приносит радость людям, то оно автоматически может выкупить земельный участок. Но потом вдруг резко документ исчезает, его отменяют. Примерно в это время нас вообще хотели выставить на торги! Мы простые смертные. Власти что хотят, то и воротят. Такое ощущение, что уже тогда на участок кто-то начал облизываться. И нам предложили занять точку в одном из городских парков. Мы отказались.

РАЗОЧАРОВАНИЕ – ЭТО СТРАШНО

— 30 апреля мне пришло заказное письмо на домашний адрес о том, что в срочном порядке мы должны снести кафе. Якобы у нас незаконное капитальное строительство, но это не так, и это прописано в технических условиях к договору. Разбираться никто не стал. Сложно сказать, что я тогда почувствовала... Наверное, разочарование в нашей власти. Это страшно.

Чиновники не думают, что около 30 сотрудников я должна выкинуть за борт. Когда получила уведомление, пришла на работу и всех собрала, сказала: качество не ухудшаем, темпы не снижаем. Уверяла людей, что найдется выход, все будет нормально. Коллектив в шоке.

К конструктивному диалогу с властью я готова, но за эти дни мне никто не звонил. Мы никому не нужны. Сами сносить ничего не будем. Руками здесь ничего не смогут разобрать. Ждем, когда пригонят бульдозер, - говорит Гульнара Бабаева.

Дарья Косаринова