73online.ru публикует очередную историю от хранителей Ульяновского областного художественного музея. В собрании хранятся уникальные предметы церковной деревянной пластики - фигурки херувимов, небесных крылатых существ. В библейском представлении они считаются наиболее близкими к Богу и принадлежат второму, после Серафимов, ангельскому чину.

Четыре херувима конца XVIII-XIX вв. происходят из сел Аксаково и Ляховка Ульяновской области. В 1980-е годы они были вывезены сотрудниками музея Владимиром Цодиковичем и Вячеславом Кудашовым, в 2018 году отреставрированы Ольгой Хныревой.

Немного дошло до нас подобных памятников. Синодальные указы XVIII - начала XIX вв., ограничивающие и запрещающие «фигуропочитание» в храмах, борьба с верой и всем, что было с ней связано за годы советской власти, оставили только отдельные творения от некогда крупного художественного явления как народная деревянная скульптура, развивавшаяся на Руси с XIV века.

Шестикрылый херувим. После 1888 г. Инв. 358

Вбожественных текстах отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. Но, несмотря на религиозную отвлеченность и условность использованных художественных средств, народные резчики, как видим, наделяли свои ваяния чертами живых людей. При внешнем сходстве выражение ликов каждой из фигурок индивидуально: скорбно-серьезное у шестикрылого херувима (Инв. с358), по-детски непосредственное у другого (фото на главной).

Херувим. Конец XVIII в. Ракурс. Инв.359

Херувимы располагались на высоте иконостаса, на них смотрели снизу вверх. Они парили и защищали своими распростертыми крыльями мир добра. Поэтому перепады объемов округлых лиц с надутыми щечками и плоскорельефных перекрестьев крыльев придавали статичным фигурам импульсы движения и парения. Неизвестный мастер простыми приемами добился полета херувима (Инв. 359, ракурс), изобразив вытянутую вперед голову и отведенные назад кудри. Во всех малых формах отмечается безупречная работа резцом и в многоступенчатой проработке локонов, и в разнообразных рельефных обводах и выемках дерева на крыльях. Уплощенную поверхность оперения херувимов мастера часто разрывали просветами, образованными парами сложенных крыльев (Инв. 360).

Херувим. Конец XVIIIв. Инв.360

Херувим. Конец XVIII в. Инв.359

Недавняя реставрация вернула фигуркам внешнюю теплую телесность кожных покровов с мягким румянцем, синеву зрачков, коричневые дуги бровей, век и локонов на фоне сохранившейся позолоты крыльев (Инв. 359). Реставратор грамотно и качественно удалила поздние записи и восстановила первоначальный вид, что позволило раскрыть и сохранить подлинность памятника, что крайне важно для музейного собрания. Моменты реставрации смотрите в нашем ролике.