Ограничение въездного турпотока из-за эпидемии коронавируса, массовая отмена крупных мероприятий, закрытие музеев, театров и концертных площадок больно ударили по гостиничному рынку, где загрузка упала с 80 до 25-30%. Сейчас телефоны гостиниц не смолкают только из-за того, что звонят клиенты, желающие отменить свою бронь. Отрасль фактически парализована. Отельерам остается рассчитывать лишь на господдержку - налоговые каникулы, временную отсрочку коммунальных платежей и арендной платы.

Из-за вспышки коронавируса и принимаемых властями ограничительных мер (в частности, приостанавлен прием и размещение в гостиницах, а те, кто уже проживают в отелях, могут питаться только в номерах) загрузка ульяновских гостиниц снизилась с 80 до 25-30%, то есть более чем в два раза. Отмена многих авиарейсов и поездов, закрытие музеев и театров, а также отказ от проведения культурных и деловых мероприятий только усугубляют ситуацию - люди же не приезжают в Ульяновск просто пожить в какой-то гостинице.

Но отели пока работают, сотрудников не увольняют. Гостиницы «Барселона», «Regatta», «Волга», «Гончаровъ», «Арт-Ульяновск» имеют приблизительно одинаковые показатели заселённости - 30%. Туристский поток сокращается настолько стремительно, что в начале апреля может стать нулевым. По словам директора отеля «Гончаровъ» Галины Бескрыловой, на апрель все бронирования отменяются, и клиентов может не быть вообще.

Гостиница «Гончаровъ»

Тактика выживания в этих условиях не отличается большим разнообразием, но есть свои нюансы. Пока не все гостиницы готовы снижать цены. «Венец», «Барселона», «Волга» и некоторые другие не идут на такой шаг. Но, скорее всего, это вопрос времени. Иначе придётся консервировать номерные фонды и приостанавливать свою деятельность. «Гончаровъ», «Regatta», «Арт-Ульяновск» уже сейчас готовы снизить цены в два раза и работать практически себе в убыток, лишь бы сохранить бизнес.

Все вопросы с отменами бронирования, по словам администратора отеля «Regatta» Олеси Фроловой, решаются с клиентами индивидуально. Здесь как договоришься. Кому-то приходится возвращать, а кто-то планирует всё-таки приехать и не требует возврата.

Отель «Regatta»

- Этот вирус бъёт прямо под дых и порой доводит ситуацию до полнейшего абсурда, - сетует Галина Бескрылова. - К нам по броне на две недели в пять номеров заехала группа специалистов из Татарстана. Только они оформились, как им поступил звонок с приказом о срочном возвращении в свой регион. И такая ситуация по всему городу.

Такое положение дел и даже хуже - по всей России. Преседатель правления Союза субъектов туриндустрии Ульяновской области Юлия Скоромолова говорит об общем упадке гостиничного бизнеса, вызванного пандемией COVID-19:

- Ситуация очень серьёзная. Российские центры туристской и деловой индустрии, такие как Свердловская область, республики Татарстан и Башкортостан, потеряли 90% от своей обычной нагрузки. В Ульяновске обстановка чуть лучше, но это никоим образом не решает проблемы. Состояние дел стабильнее у тех, кто имеет договорные отношения с крупными предприятиями. Но и в данном случае потери идут по нарастающей. В ближайшие два месяца рассчитывать на улучшение не приходится. Главная задача текущего момента — сохранить людей в этом бизнесе, для чего на федеральном и региональном уровнях принимаются меры поддержки предпринимателей, в частности, по линии налоговой политики.

В Ульяновске речь пока идёт о сокращении количества смен и рабочих часов и отправки части сотрудников в административные отпуска. Как сказала одна из владелиц гостиницы: «Сяду сама на ресепшене с одной горничной, будем прибираться, что-то латать. Так и проживём до лучших времён».

А что такое лучшие времена для гостиничного бизнеса? Это клиенты. Сфера услуг - это живой бизнес, его не загонишь в интерактивный формат. Здесь живой человек приходит и приносит «живые» деньги. Нет людей — нет бизнеса. Как раз с этим в ближайшее время будет плохо. Надежд на новую услугу комфортной самоизоляции, которую пытаются осуществлять, например, в Санкт-Петербурге, и на оживление деловой жизни в Китае, в Ульяновске очень мало. Наши отельеры говорят, что никакой настоящей самоизоляции в гостиничных условиях не может быть. Это самообман. Более того, у жителей региона нет столько денег, чтобы наслаждаться гостиничнымм комфортом на протяжении длительного времени.

Что касается китайских чаяний, то они пока тщетны. Ограничительные меры только нарастают, и режим карантина, по всей видимости, будет ужесточаться. Тем более китайцы - очень мобильные туристы. Ещё в докоронавирусные времена они не задерживались в Ульяновске более чем на день-два. Приехали, посетили интересующие их места и поехали дальше - в Казань, Нижний Новгород и т.д. К этому можно добавить и то, что большинство китайских путешественников, как и других иностранцев, предпочитали селиться в бывшем Hilton Garden Inn Ulyanovsk (ныне - Ulyanovsk Congress Hotel).

В сложившейся ситуации без государственной поддержки обойтись будет невозможно. Федерация рестораторов и отельеров России уже попросила помощи у государства, направив письмо на имя председателя правительства Михаила Мишустина. Президент Владимир Путин, в свою очередь, объявил о предоставлении отстрочки на полгода для средних и малых предприятий по всем налогам, за исключением НДС. Для предприятий, оказавшихся в сложной ситуации, вводится полугодовой мораторий на подачу заявлений кредиторов о взыскании штрафов. Правительству поручено вести мониторинг ситуации и расширять перечень отраслей, нуждающихся в поддержке. Кроме того, поручено снизить страховые взносы для малых и средних предприятий до 15% при зарплате сотрудников выше уровня МРОТ. Если зарплата на уровне МРОТ и ниже, ставка останется прежней — 30%. На региональном уровне губернатором Сергеем Морозовым рассматриваются вопросы о рассрочке по налогам и кредитам, о переносе платежей по коммуналке, о льготных трехпроцентных займах из регионального фонда Корпорации развития промышленности и предпринимательства — на поддержание деятельности и поддержки персонала.

Олег Новгородский