В Ульяновской области продолжается масштабная оптимизация отрасли здравоохранения. Как выяснил 73online.ru, региональные власти задумали ликвидировать госаптеку, которая в 2019 году пришла на смену скандальной АО «Ульяновскфармации», и отдать ее функции частной организации. Опрошенные эксперты считают, что это может вызвать дополнительные сложности у льготников, однако не исключено, что схема взаимодействия с коммерческой структурой более жизнеспособна.

В распоряжении редакции оказался проект документа, согласно которому правительство запускает процесс реорганизации ГУ «Ульяновская государственная аптека». Структура, которой последние два месяца руководит Валерий Жоров, была создана для обеспечения льготников лекарствами вместо обанкротившегося АО «Ульяновскфармация». На это в 2019 году выделяли 90 млн рублей.

Теперь штатное расписание госаптеки урезают на 60%, сотрудников переводят на новое место работы. По данным 73online.ru, на площадке организации будет создан логистический центр — склад, откуда льготные категории лекарств будут доставляться в аптечные сети. Таким образом, учреждение, являющееся подведомственной организацией минздрава и государственным регулятором, по сути, может лишиться основного функционала. По сообщению анонимного источника, бенефициаром реформы станет частный оператор в лице недавно созданного ООО «Ульяновская областная фармация». Ожидается, что процедура реорганизации госаптеки завершится летом 2022 года.

О том, что на ульяновский рынок заходит ООО «Ульяновская областная фармация» — частная коммерческая компания без государственного участия, 73online.ru писал два месяца назад. Источники сообщали, что фирма выкупает помещения, некогда принадлежавшие региональной сети. Появление очередного игрока на фармрынке случилось вскоре после прихода нового руководства области и минздрава в частности.

В правительстве Ульяновской области по поводу реструктуризации госаптеки ответили, что «вопрос остается открытым» и «идет поиск оптимального решения». Министр здравоохранения Александр Гашков и профильный вице-премьер Сергей Кучиц считают, что с коммерческой организацией эффективнее работать в деле льготного обеспечения лекарствами: «Спектр предоставляемых АО «Ульяновскфармация» услуг был изначально шире за счёт возможности ведения коммерческой деятельности. Ульяновская государственная аптека является бюджетным учреждением и работает согласно государственному заданию. Планы по увеличению ассортимента лекарственных препаратов для розничной продажи в аптечных пунктах Ульяновской государственной аптеки обсуждались, проводились расчёты и консультации с надзорными органами, в том числе с контрольным управлением, прокуратурой и другими ведомствами. Пока такого решения не принято, вопрос прорабатывается». При этом чиновники отмечают, что частные фармацевтические организации не подконтрольны в своей деятельности министерству, в отличие от «Ульяновской государственной аптеки».

Источники портала утверждают, что госаптека намерена взять в аренду складские помещения ООО «Ульяновская областная фармация» на улице Ефремова, несмотря на наличие собственной площадки на улице Пожарского. В минздраве эту информацию косвенно подтвердили, сообщив, что «в связи с расширением функций в условиях пандемии и текущей кризисной ситуацией существует проблема нехватки площадей». Одним из способов решения может стать аренда складов у сторонних организаций. «В ряде регионов России, например, в Пензенской области, успешно используется практика «уполномоченного склада», когда министерство здравоохранения региона заключает контракт с победителем на оказание услуги по приемке, контролю качества, хранению и доставке в пункты выдачи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения», — сказал Александр Гашков.

Экс-министр здравоохранения Павел Дегтярь говорит, что если в цепочку логистики по обеспечению льготников включить частную сеть, могут возникнуть сложности и дополнительные оргвопросы у потребителя — не будет принципа единого окна, пациентам придется дольше добираться до лекарств.

— Если частник пойдет в села, где аптечные пункты закрылись после банкротства «Ульяновскфармации», это хорошо. Но в любом случае минздрав должен провести открытый конкурс. Не исключено, что функции логистики и склада разделят между собой, но встанет логичный вопрос, насколько коммерческой структуре это будет выгодно. К тому же, это ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет, что вызовет вопросы у депутатов ЗСО, которые несколько лет назад согласовали выделение денег на создание госаптеки, — считает Дегтярь.

Еще один бывший министр, глава Медицинской палаты Валентина Караулова полагает, что схема работы с коммерческой структурой может быть более эффективной, чем существующая сегодня, однако подчеркивает, что она не в теме реформы и деталей не знает.

Первый вице-спикер облпарламента Василий Гвоздев высказался об инициативе жестко: «Если это реформа для галочки, а реального эффекта для людей не будет, то с минздрава будем спрашивать принципиально». Депутат раскритиковал деятельность госаптеки: по его мнению, ассортимент лекарств крайне низкий, рецептура сокращена. «Нужно свои функции выполнять при любых обстоятельствах, но пока мы этого не видим», — говорит депутат.

Гвоздев предлагает найти законный способ субсидировать аптеки из бюджета: «По аналогичной схеме, как минсельхоз помогает фермерам. Тогда и качество улучшится, и цены сохраним». Единоросс призвал минздрав к обсуждению.

Реформа госучреждения происходит на фоне очередных кадровых ротаций. С 18 марта у министра Александра Гашкова новый заместитель — директор госаптеки Валерий Жоров, он принят на испытательный срок. Иногородний специалист Константин Ковешников, который курировал закупки лекарств, уволен по собственному желанию и уехал из Ульяновска спустя три месяца работы.

В 2021 году через ГУ «Ульяновская государственная аптека», в составе которой 38 аптек и пунктов, выдано 2,2 млн упаковок лекарственных препаратов и медицинских изделий, обеспечено 855 тысяч рецептов. На выполнение госзадания в прошлом году учреждению выделили более 120 млн рублей, возникали случаи небольших задержек по вине поставщиков или ввиду перебоев на фармацевтическом рынке, не зависящих от организации. Штатная численность организации составляет 189 человек, что соответствует показателю прошлого года, сообщают в минздраве.

Дарья Косаринова