Депутаты Законодательного собрания приняли законопроект о введении QR-кодов для посещения общественных мест с 1 февраля 2022 года. Он вызвал горячую полемику как среди самих парламентариев, так и жителей региона. Эксперты фонда общественных исследований «РАПИР» провели социологическое исследование: порядка 80% ульяновцев на самом деле ничего не имеют против «кюаризации». Однако для власти есть тревожные звонки — вопрос сильно политизирован, население почти не информируют о вводимых изменениях, поэтому нарастает недоверие к правительству и возникает тезис о нарушении конституционных прав человека. 73online.ru поговорил о результатах исследования с президентом фонда Дмитрием Травкиным.

Согласно законопроекту, с 1 февраля 2022 года граждане смогут посещать места проведения массовых мероприятий, культурные учреждения, объекты общественного питания и розничной торговли с предъявлением либо QR-кода о прививке, либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом, либо медицинского отвода от вакцинации. При себе необходимо будет иметь паспорт. Решение об использовании QR-кодов и перечне объектов, где они потребуются, будут принимать региональные власти. «Незакодированными» останутся только аптеки и организации, обеспечивающие население продуктами и товарами первой необходимости.

Эксперты фонда общественных исследований «РАПИР» провели исследование на тему введения кодов. По случайной выборке об отношении к внедряемой системе спросили 376 ульяновцев. От COVID-19 вакцинировались 60,8% респондентов, 39,2% не делали прививку. 13,33% от числа опрошенных категорически против вакцинации, они не прививались на момент опроса и не планируют делать это в ближайшее время. 17,6% еще не определились, а 2,4% имеют медотвод.

41,34% отмечают, что уже переболели ковидом, причем 10,4% перенесли инфекцию до введения системы QR-кодов. 13,87% переболели и получили официальное подтверждение (справку о вакцинации или QR-код), 17,07% отметили, что переболели неофициально без лабораторного подтверждения, 19,2% не знают, болели или нет, поскольку могли перенести СOVID-19 бессимптомно.

60,27% опрошенных имеют QR-код, у 39,73% он отсутствует. Категорически против кодов лишь 19,97% жителей Ульяновска, затруднились ответить 3,66%.

36,8% граждан считают, что принятие «QR-закона» окажет негативное влияние на экономику, 33,33% предполагают крайне негативный эффект. Однако что касается снижения уровня заболеваемости при внедрении этой системы, то 41,6% респондентов убеждены: коды положительно повлияют на сокращение показателя, 27,2% думают, что отрицательно. Интересно, что старшее поколение в большей степени склоняется к положительным оценкам степени влияния, а молодежь считает, что коды не улучшат ситуацию с пандемией. Кроме того, респонденты, прошедшие вакцинацию, более склонны оценивать положительное влияние системы QR-кодов, чем те, кто не прошел ее.

Эффективность вакцины как способа защиты от заражения вирусом оценивается ульяновцами скептически — в ее действенности в этом отношении сомневаются 45,33%. Именно недоверие лежит в основе того, что люди не стремятся вакцинироваться, считают эксперты. Есть и обратная зависимость: если человек верит в эффективность вакцины, то он прививается. Также те, кто прошел вакцинацию, считают вакцину эффективной.

Тревожным является то, что 46,61% опрошенных считают введение системы QR-кодов антиконституционным решением. 18,08% думают так же, но оправдывают ее введение тяжелой санитарно-эпидемиологической ситуацией. Лишь 14,36% человек не видят никаких нарушений конституционных прав и свобод граждан.

Треть респондентов оценивают систему QR-пропусков исключительно как медицинскую меру. 27,65% опрошенных считают, что коды используются государством в каких-то иных целях под прикрытием борьбы с коронавирусом.

34,04% считают, что система будет использоваться да тех пор, пока не закончится пандемия. 23,14% уверены, что она будет существовать очень долго, возможно, всегда. 13,29% предполагают, что система просуществует не более полугода. 9,84% определяют срок существования системы в год.

Президент фонда «РАПИР» Дмитрий Травкин рассказал 73online.ru, что результаты исследования презентовали депутатам ЗСО еще 3 декабря, до принятия законопроекта, но «им было не до этого»: «Они нашли, чем заняться, не было времени послушать, что думают люди». Эксперт сообщил, что жители Ульяновска спокойно относятся к законопроекту о введении QR-кодов — более 80% оценили его одобрительно и только чуть более 19% его не приемлют: «Это убедительная позиция людей, для социологии она имеет высокий уровень доверия». Антиваксеров — 13%.

— Депутаты ушли в свои партийные установки, вопрос явно политизирован, а губернатор вынужден руководствоваться мнением большинства избирателей, он идет следом за ним. Мы поняли, что по медийной составляющей и обилию экспертных комментариев тема актуальная. Насторожила и Общественная палата, которая не воспользовалась своим законным правом организовать общественные обсуждения, — говорит Травкин.

Особую тревогу у фонда «РАПИР» вызывает ответ ульяновцев о том, что 46,61% опрошенных считают введение кодов нарушением своих конституционных прав: «Это вопрос для многостороннего анализа. Мы фиксируем болезненное отношение людей к гипотетическим попыткам ущемить их права и свободы, многие считают, что эти права существуют лишь в декларированном виде на бумаге, на практике используются выборочно. Ульяновцы при этом не читали сам текст законопроекта о QR-кодах, в терминологии и границах его применения путаются и депутаты. Люди испытывают недостаток информации, ее интерпретации прежде всего со стороны профессиональных специалистов. Это не позволяет сориентироваться полноценно — это кот в мешке, народ не понимает последствий. Сотни граждан покупают поддельные сертификаты о вакцинации. Для власти это частное проявление проблемы общего недоверия к ней».

Дмитрий Травкин также отмечает, что, по данным некоторых исследований, россияне мало ценят свою жизнь, в стране очень много социальных смертей. И это перекладывается на желание делать прививку. «Люди видят в антиваксерстве точку протеста против власти», — заключает эксперт.

Дарья Косаринова