Редакция 73online.ru — системный защитник объектов культурного наследия. Об истории и нынешнем предсмертном состоянии приговоренного здания филармонии, которое создано 100 лет назад архитектурным гением Федором Ливчаком и борется с равнодушными чиновниками последние годы, портал писал не раз. Пришло время пополнить список некрологов.

Восемь лет на поиск денег

Музыкантов эвакуировали из-за оползня в 2016 году, а 2020-м петицию за спасение филармонии подписали больше 1500 человек. Обращениями завалили все мыслимые и немыслимые учреждения, даже провели массовую акцию в поддержку. Властям пришлось реагировать, сообщали о выделенных миллионах и даже нашли зданию новое применение. Обещали завершить работы после переноса органа дешевле и быстрее, а потом все заглохло нет средств. Как будто в первые послевоенные годы, когда провели ремонт и переделали бывшую фабрику под филармонию с концертным залом, денег было больше...

73online.ru выяснил, какие планы у чиновников по спасению Дома Музыки. Здание пустует вот уже восемь лет. Публичных попыток изыскать средства не было.

Позиция регионального минкульта простая: «утром — деньги, вечером — стулья». Прежде давались обещания, что филармония откроет свои двери к 2025 году, но это так и осталось на словах.

— Здание находится в оперативном управлении государственного ансамбля песни и танца «Волга», есть соответствующая документация на ремонтно-реставрационные работы. Конечно, выделение средств на проведение ремонтно-реставрационных работ здания филармонии — одна из приоритетных задач региона, однако, здание — объект культурного наследия и требует значительных финансовых затрат. Планы неизменны, и мы планируем, что у ансамбля будет свой «дом» и концертная площадка, — заявила порталу замминистра Алена Корчагина.

Цены улетают в космос

По данным министерства, общая стоимость реставрации выросла вдвое и в ценах 2021 года составляет порядка полумиллиарда: 370 млн рублей на проведение работ и более 100 млн рублей на оборудование. Однако в ближайшее время финансирования не предвидится, вряд ли это будет возможно без федеральной поддержки. «Сумма немалая. Бюджет распределяется в соответствии с первоочередными задачами. В настоящее время ситуация такова», — добавила чиновник.

Одновременно с этим представители строительных организаций, которые занимаются объектами культурного наследия в Ульяновской области и других регионах ПФО, на анонимных условиях выразили серьезные сомнения о возможности реставрации здания за полмиллиарда и даже миллиард рублей. Время идет, цены растут. По самым грубым прикидкам, это обойдется бюджету по новым расценкам от 2 млрд рублей и выше.

Похожей позиции придерживается и руководитель Общественно-политического центра мемцентра, депутат ЗСО Виталий Кузин. «Чем дольше тянем, тем хуже положение. Все сложнее сейчас привлекать федеральные средства по программам на реставрацию исторических зданий. С другой стороны, Москва мало кому из регионов сегодня раздает «вертолетные деньги», исключением является Саратов, куда немало средств привлекли благодаря лоббизму спикера Госдумы Вячеслава Володина — это его родина. В стране дефицит, по этой причине секвестрировали смету по масштабной реконструкции Ленинского мемориала. После мемцентра и нового ТЮЗа вряд ли Ульяновску в ближайшее время сделают такой подарок», — говорит он.

Новый директор «Волги» Ярослав Андронов рассказал, что недавно «под чутким руководством минкульта» были проведены «серьезные и скрупулезные» укрепительные работы. Внутри и снаружи фасада здания установлены так называемые маячки: «Я прошел вдоль и поперек, от цоколя до крыши. Филармония стоит на месте неизменно плотно и твердо, никуда не едет. Не заброшена и не разрушается. Есть полноценный проект с экспертизой, но очевидно, что произошла серьезная индексация цен на строительном рынке. Морально мы готовы к удорожанию». В 2024 году Андронов обещает актуализировать сметы на реставрацию и заняться поиском средств, но никакой конкретики пока не дает.

Даны настройки

На вопрос журналиста 73online.ru, не было ли ошибкой бывшего губернатора Сергея Морозова передать здание «Волге» в 2020 году, Андронов отвечает осторожно: «Поступок был не бездумный... Здание требует к себе внимания. Сверху даны такие настройки, чтобы оно использовалось по назначению. Но филармония имеет статус объекта культурного наследия, и этот акцент не обойдется без больших финансовых затрат».

Окна Дома Музыки не заколочены, хоть и посетителей туда не пускают: все технические службы функционируют, здание поддерживают в надлежащем состоянии, соблюдается температурный режим, пожарное оборудование в работоспособном состоянии. Директор ансамбля признает, что в настоящее время филармонию сложно назвать стационарной площадкой для артистов, здание фактически используется под склад реквизита: костюмов и музыкальных инструментов. Не проводится там и репетиций — условия не позволяют. Вместо этого «Волга» использует зал в ЦНК «Губернаторский», гастролирует по селам и весям в муниципальных домах культуры.

Мы поговорили о разрушающемся историческом здании и рачительном отношении правительства к его содержанию с бывшим главой Счетной палаты, председателем общественного координационного Совета ульяновского отделения РГО Игорем Егоровым. Он считает, что культурное наследие «симбирского зодчего» Федора Ливчака нужно сохранять и изыскивать средства на масштабную реставрацию:

— По бывшему Дому симбирского общественного Собрания, ныне филармонии, моя позиция не меняется — это архитектурный памятник. В перспективе здание может и должно быть реконструировано. Как его использовать по уму — будет ли это еще одна концертная площадка или зданию найдут другое применение — отдельный вопрос для обсуждения с участием ключевых фигур культурной жизни нашего региона. У меня, как у многих ульяновцев, чье детство прошло в центральной части Ульяновска, это одно из любимых зданий. У филармонии славная история, свой аромат, к нему испытываю очень нежные чувства.

Дарья Косаринова