Ульяновский областной суд только что решил, что депутаты ЗСО от КПРФ Виталий Кузин и Денис Гурьянов были арестованы справедливо, но тем не менее снизил им срок административного ареста с семи до двух суток. Они были освобождены в зале суда. Их сторонники все эти дни апеллировали к тому, что депутатов, бесцеремонно пытавшихся ворваться в здание областной прокуратуры, трогать было нельзя, ссылаясь на пресловутую депутатскую неприкосновенность. Однако опрошенные 73online.ru юристы и эксперты в области права подчеркивают: статус депутата регионального законодательного собрания не предусматривает никакой неприкосновенности. По мнению экспертов, поведение Кузина и Гурьянова носило очевидно провокационный характер ради того, чтобы о КПРФ вновь заговорили, в том числе на федеральном уровне.
Депутатов Виталия Кузина и Дениса Гурьянова арестовали на семь суток 12 марта. Такое решение принял Ленинский районный суд. Им предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». В конце января парламентарии попытались попасть на прием к прокурору области Сергею Хуртину, но выбрали для этого неприемный день и нерабочее время - на часах уже было 19:00. Разгоряченных визитеров встретил дежурный прокурор, требованию которого покинуть здание прокуратуры Кузин и Гурьянов не подчинились, вместо этого устроив показательное шоу с громкими заявлениями и съемкой происходящего на камеру. Утихомирить разбушевавшихся коммунистов смогли только прибывшие на место полицейские и сотрудники Росгвардии. Позже депутатов настигли административные протоколы и повестка в суд.
Старший помощник прокурора области Василий Зима так описывает события того дня, подчеркивая, что после инцидента депутаты больше не искали встречи с главой надзорного ведомства, как будто все, чего они хотели, это привлечь внимание к своим персонам:
- 25 января 2019 года в начале восьмого вечера в фойе прокуратуры области вошли двое депутатов ЗСО и потребовали, чтобы их немедленно лично принял прокурор области. Общеизвестно, что рабочий день в региональных органах прокуратуры длится с девяти утра до 18:00. День приема у прокурора области – понедельник. Вся эта информация находится в открытом доступе. Поэтому, очевидно, что оба депутата прекрасно понимали, что их требования заведомо невыполнимы. Более того, пришедшим было сказано, что если они обладают какой-либо экстренной информацией, они могут передать ее дежурному прокурору для доведения до руководства. Ни один из депутатов такую информацию предоставить не смог. Правда, потом все же один из них сказал, что якобы у него есть некие данные о нарушениях прав жителей Майнского района, которые он может сообщить только лично. Сейчас же, если проанализировать все, что говорится их защитниками о сути информации, которую они якобы хотели довести до сведения прокуратуры, то любому человеку понятно, что она не соответствует действительности. Правда так не выглядит! Цель визита, очевидно, была в другом. Об этом свидетельствует и тот факт, что ни в ближайший после тех событий понедельник, ни в какой-либо другой соответствующий день эти депутаты на личный прием к прокурору области не приходили и никаких обращений по вышеуказанной проблематике в региональную прокуратуру не направляли.
КПРФ, разумеется, не преминула объявить своих товарищей едва ли не узниками совести и политзаключенными. Юридический представитель депутатов-дебоширов Маргарита Потапова назвала решение Ленинского райсуда незаконным, оно было обжаловано в Ульяновском областном суде. Суд оставил апелляционную жалобу Кузина и Гурьянова без удовлетворения, но мера пресечения была снижена с семи до двух суток, которые депутаты уже провели в изоляторе, поэтому их тут же освободили в зале суда.
Относительно локальный конфликт был раздут до скандала федерального масштаба и перенесен на обсуждение в Госдуму, где метящий на пост лидера "красных" депутат Юрий Афонин, с особым пафосом назвавший ситуацию в Ульяновской области "неприемлемой" и "дикой", подчеркнул, что арестованы были не просто коммунисты, а депутаты областного парламента. Афонин явно намекал на то, что уж кто-кто, а депутаты областного парламента - неприкосновенны. Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что прорываясь в прокуратуру, Кузин и Гурьянов говорили о нарушении прав жителей Майнского района, по другой версии - они хотели донести до прокурора ситуацию с выборами главы Димитровграда, лидер ульяновских коммунистов Алексей Куринный говорит о требовании массово проверить пищеблоки после случая в суворовском училище, а Юрий Афонин заявил о том, что депутаты областного парламента пытались осветить вопросы лекарственного обеспечения жителей региона. Как справедливо замечают в местном медиасообществе, ребята, ну вы хотя бы договаривайтесь.
Начальник управления по вопросам правового и документационного обеспечения аппарата ЗСО Василий Причестнов подчеркивает: никакой неприкосновенностью депутаты Законодательного собрания Ульяновской области не обладают - законодательством РФ это не предусмотрено. Тогда как неприкосновенность установлена Конституцией страны только для Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы и судей.
- Для депутатов Законодательного собрания статьей 13 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлены некоторые гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата. В частности, в пункте 2 данной статьи сказано, что в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами. Но в настоящее время особый порядок производства по делам об административных правонарушениях в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти КоАП не установлен. Поэтому депутаты привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, также как и все другие граждане. Существует достаточно обширная судебная практика, в том числе и Верховного суда России, которая этот тезис подтверждает. Что касается административного ареста, то такое решение принимает суд. Очевидно, что решение об аресте депутатов было принято с учетом всех обстоятельств дела, характера и тяжести совершенного административного правонарушения. Оснований оспаривать решения суда у ЗСО нет, поскольку мы в данном деле не участвуем и стороной не являемся. Решение суда могут оспорить только сами депутаты. Но отмечу, что неповиновение законным требованиям сотрудника полиции – это нарушение законодательства.
По словам Василия Причестнова, нарушение законодательства, согласно регламенту ЗСО, является нарушением правил депутатской этики. За нарушение депутатской этики к депутату могут быть применены меры воздействия, в том числе порицание либо лишение слова на заседании. На данный момент, уточняет Причестнов, в мандатную комиссию заявлений о привлечении депутатов Виталия Кузина и Дениса Гурьянова к такой ответственности не поступало. Ближайшее заседание ЗСО состоится 20 марта. Примет ли мандатная комиссия к этому времени какое-то решение, покажет время.
С коллегой солидарен первый вице-президент Палаты адвокатов Ульяновской области, член совета регионального отделения Ассоциации юристов России Валерий Чернышов:
- Самый тонкий нюанс заключается в том, что пределы неприкосновенности, а также вопрос лишения депутата ЗСО неприкосновенности решается в соответствии с федеральным законом. Однако в нем на сегодняшний день пока не предусмотрено расширенного толкования неприкосновенности областных депутатов, потому что в статье 13 установлены некоторые гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности. Вот во второй части этого закона говорится, что в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности применяется особый порядок производства... Насколько мне известно, в настоящее время особый порядок производства по делам об административном нарушении в отношении депутатов не установлен. Поэтому как можно апеллировать, что нарушена неприкосновенность - непонятно, законом это четко не прописано.
Гендиректор консалтинговой группы "ДСТС Финанс Консалтинг" Дмитрий Цибизов считает, что действия ульяновских депутатов-коммунистов больше походят на политическую провокацию и попытку громкого пиара, который к реальному результату в интересах людей не приведет. Единственный результат - это то, что о КПРФ снова поговорят по всей России:
- Такие правонарушения, которые несут общественную опасность в том плане, что это все-таки посягательство на высший надзорный орган, находятся за рамками любой неприкосновенности. Потому что депутат - это человек, который выбран народом, но вряд ли для того, чтобы раздувать скандал. Все-таки депутаты выдвигаются для решения вопросов, чтобы они отстаивали интересы своих избирателей в принятии решений. Насколько я могу судить, это все-таки носит некий провокационный характер с целью привлечь повышенное внимание к КПРФ. Возможно, это даже согласовано не на уровне Ульяновской области, а на федеральном уровне, чтобы эта яркая история засветилась, привлекла внимание по всей России, чтобы показать, что КПРФ все-таки борется с властью, что это оппозиционная сила, которую притесняют в нашей стране. Разумному человеку, я думаю, понятно, что когда среди бела дня приезжают депутаты, даже, может быть, с письменным запросом на имя прокурора, а их арестовывают - это вопиющая ситуация. И то, что они пытались ворваться, минуя дежурного прокурора, не подчинились ему, на это не должна распространяться никакая депутатская неприкосновенность. Это нарушение порядка работы госоргана, что недопустимо ни одному депутату. Такие люди в глазах народа теряют авторитет, потому что такая скандальная ситуация привлекает внимание, вызывает ажиотаж, но будут ли люди голосовать за этого депутата, у меня большие сомнения. Вряд ли люди голосуют на выборах, чтобы их избранник вел себя таким образом. Даже если было необходимо прокурорское реагирование, а прокурор не реагировал, для этого есть другие инструменты, предусмотренные законом, включая депутатский запрос и СМИ. А так, осталось только сжечь себя перед прокуратурой, чтобы еще ярче было!
Кирилл Биджанов, Дарья Косаринова, Лилиана Рахматуллина