Адвокаты экс-министра здравоохранения Рашида Абдуллова, который уже весной должен освободиться из колонии, продолжают биться за него в судах. В январе защита обжаловала постановления о продлении ареста экс-чиновнику, вынесенные еще на этапе следствия в 2018 году — теперь суд должен их пересмотреть. Пока адвокаты Абдуллова молчат, профессиональное сообщество гадает, какие цели преследовали их коллеги этим маневром — но сходятся во мнении, что приговор он не затронет. В то же время за прошедшие годы «фармдело» приучило к неожиданным поворотам — и можно ждать очередного.
Рашид Абдуллов сейчас отбывает наказание в димитровградской колонии №3. С учетом времени, проведенного в СИЗО, срок у бывшего чиновника должен закончиться ориентировочно в мае нынешнего года. Несмотря на то, что времени осталось не так уж много, адвокаты экс-министра Ирина Хутарева и Наталья Якупова все равно не оставляют борьбу в судах.
В январе Верховный суд рассмотрел жалобу защиты на постановление Басманного суда Москвы от сентября 2018 года. Тем решением экс-министру здравоохранения Рашиду Абдуллову был продлен срок содержания под стражей на этапе следствия. СИЗО экс-министр покинул только в июле 2019 года, перейдя под домашний арест.
Решение по жалобе Рашида Абдуллова было опубликовано Верховным судом в понедельник. Как выяснилось, ВС РФ отменил постановления Басманного суда о продлении ареста Абдуллову, вынесенные с 2018 по 2019 год, а также определил «возобновить производство по делу» в отношении экс-министра «ввиду вновь открывшихся обстоятельств». Таким обстоятельством стало постановление Европейского суда по правам человека от 2021 года.
Значит ли это, что нас ждет очередной судебный процесс? Так как адвокаты Рашида Абдуллова на протяжении всего процесса категорически отказывались от комментариев, в том числе по поводу решения ВС, попытались разобраться в ситуации с их коллегами.
Адвокат Александр Паулов в силу занятости смог ознакомиться только с резолютивной частью решения. По его мнению, судебный процесс, видимо, начнется заново. «Говорю «видимо», потому что в моей практике такого еще не было», — говорит г-н Паулов.
Еще один представитель адвокатского сообщества, по просьбе 73online.ru изучивший постановление, предположил, что в ходе нового судебного разбирательства изучению подвергнут только те акты, которые устанавливали Абдуллову меру пресечения. Вина с осужденного не снята, приговор остается в силе.
Адвокат Юрий Родионов также отмечает, что предстоит новое разбирательство, но касаться оно будет только меры пресечения. На исход уголовного дела и вынесенный ранее приговор решение Верховного cуда не повлияет.
— Дела о продлении срока под стражей — это как бы самостоятельные дела с локальным (по отношению к основному делу) предметом доказывания, — объясняет г-н Родионов. — Какая цель была у защиты при обжаловании, сказать не могу.
Президент Адвокатской палаты Ульяновской области Евгений Малафеев отказался комментировать решение ВС, но отметил, что дело «Ульяновскфармации» — одно из самых сложных в регионе за последние годы.
— В моей практике такого еще не было. Я думаю, процесс получается настолько непростым из-за сложности в оценке доказательств, которые были добыты в ходе предварительного следствия. Будь они безусловными, все могло бы пройти иначе. Ну и надо, полагаю, отдать должное адвокатам, — говорит г-н Малафеев.
По словам собеседников 73online.ru, новое рассмотрение должно пройти в том же суде, что выносил отмененные решения, но в новом составе. Этапировать Абдуллова вряд ли будут — ограничатся видеосвязью.
Андрей Семёнов