Владелец сети магазинов «Зеленая улица» Валентин Глухов рассказал 73online.ru о работе в новых условиях. Сейчас продавцы переживают дефицит грецких орехов и кураги, борются с поставщиками, подсовывающими брак. Но настрой оптимистичный: по прогнозам Глухова, в следующем году рынок ждет шаткая, но стабильность, а к 2024 году можно надеяться на улучшение ситуации.

— Какова сейчас обстановка в сфере, где вы представлены? Сильно повлияли санкции и логистические проблемы?

— Мы пережили две волны ковида, почувствовали снижение спроса, когда люди перешли на умеренное, вдумчивое, осознанное потребление — они перестали покупать все бездумно, расплачиваться кредитками. Так что пандемия подготовила нас к нынешним суровым будням процентов на 80. Мы ожидали, что ситуация стабилизируется, но наступили иные времена.

— Что больше всего ударило по бизнесу?

— «Шоковая терапия» началась с перепадов курса доллара. Когда он начал подниматься, предела не было видно, никто не мог предположить, что доллар снова может упасть до 60 рублей. Наученные предыдущими кризисами, мы начали оперативно поднимать цены — если бы продавали по старым, закупать пришлось бы по новым, фактически денег бы стало в два раза меньше.

На этой волне мы потеряли часть «упертых» сетей — например, прекратили работать с «Гулливером», хотя могли пережить сложную ситуацию совместными усилиями. Сеть отказалась поднимать цены на наш продукт. Мы попытались объяснить ситуацию, предложили подождать, посмотреть, что будет через месяц — если цены на товар пойдут вниз, мы их тоже держать не будем. Но договориться не получилось. Так что периодически возвращаемся к переговорам, но пока не работаем. Надеемся, все уляжется и сотрудничество продолжится.

— Что произошло после того, как доллар упал?

— Наступило некое облегчение, что цены стабилизировались, откатились назад. Но в первую волну санкций начали возникать трудности с упаковочными материалами, пленкой, бумагой. Тогда ее пачка стоила 1000 рублей, а сейчас 200. После того как прошло импортозамещение по сырью и ингредиентам, открылись новые каналы поставок, мы уже не боимся дефицита этикеток и упаковки. Но нам пришлось закупиться по тем ценам, поэтому сейчас расходуем дорогие запасы.

В целом, все остальное практически восстановилось, за исключением того, что есть определенные перебои по некоторым позициям. Например, не хватает грецкого ореха.

— Почему?

— Раньше ушлые предприниматели завозили на рынок украинские орехи под видом таджикских и узбекских. Сейчас эти поставки прекратились. Китай — другой поставщик грецкого ореха — не может восполнить объем потребления: этот продукт закупают и другие страны, поэтому возник дефицит.

Долгое время, по непонятным для меня причинам, были перебои с цукатами. Вроде бы Китай, Вьетнам, Таиланд всегда их хорошо поставляли. Но выпали целые позиции, их не было практически все лето. Сейчас они снова вернулись, цены пошли вниз.

То же касается вяленой клубники — ее нет ни у кого, мы даже не пытаемся разобраться, почему — просто мониторим поставщиков и собираем заказы.

Практически нет кураги — в Турции ссылаются на неурожай. Когда происходит такая ситуация, Узбекистан и Таджикистан начинают перенаправлять потоки продаж туда, для нас курага повышается в цене. Спрос растет, количество товара ограничено, соответственно, стоимость растет. Когда все наедятся дорогой кураги, продукт начнет залеживаться, цены пойдут вниз.

— А в целом ассортимент за последнее время изменился?

— Потребление уменьшилось, а привозить меньшее количество товара для нас выходит дороже из-за транспортных расходов. Сейчас товар сразу разбирается, не залеживается. Дефицита нет, но и избытка на складах нет: поставщики не хотят рисковать остаться с товаром и проиграть в цене из-за скачков доллара.

Уменьшилось количество предложений по сортам и калибру. Например, раньше кешью мы могли закупать в четырех фракциях — половинки, крупный, средний, мелкий размер. Сейчас нет крупного, есть средний и мелкий.

То же по миндалю — остался лишь дорогой сорт. Теперь мы живем от поставки до поставки, продали — ждем дальше, получаем товар впритык.

— Есть еще какие-то негативные моменты?

— Когда начались проблемы с логистикой и перераспределением каналов поставок, всплыли проблемы с качеством. Не хватало продукта, и поставщики начали скидывать бракованный по цене равной, а то и выше нормального товара. Если раньше при получении партии у нас было правило проверять не менее 10% от общего объема, то сейчас мы вскрываем все, каждую коробку. Брака было очень много, приходилось возвращать продукт назад — а это снова наши потери, транспортные расходы. Стараемся делать так, чтобы наши покупатели это не заметили.

Сейчас вроде бы качество стало стабильным, поэтому цены идут вниз, мы снова устраиваем акции, делаем скидки на продукцию.

— Что поспособствовало стабильности?

— Партнеры у нас все те же, а у их поставщиков, которые перевозят товар через границу, ситуация выровнялась, появились новые каналы поставок. Единственное, у меня есть опасение, что через год доллар может снова пойти вверх, и тогда цены снова придется повышать, нужно быть к этому готовыми.

— Мобилизация как-то сказалась на вашей работе?

— Когда ее объявили, в непродуктовой сфере, если не брать магазины, где продавали газовые баллоны, спальники, военную форму и прочее, все встало. Люди пребывали в шоке около месяца, и это отразилось и на продуктовых ритейлерах. Мы наблюдали снижение продаж на 40%. Никто не ринулся покупать сахар, крупу, соль — все застыли в ожидании, что же будет дальше. Но сейчас люди подуспокоились, начали возвращаться к привычной жизни, в торговых центрах снова появились покупатели.

— Как будет развиваться ваш бизнес в ближайшее время, какие прогнозы?

— Из нашего ассортимента практически все, кроме орехов и некоторых ингредиентов для шоколада, суперфудов, а также чай — производится в России. Но сейчас уже протоптаны новые дорожки через границу. То, что надо, мы привезем — хватило бы у людей денег.

Сейчас у нас продажи ниже, чем были в пандемийный период. Покупательская способность снижается. Надеемся что Новый год мы еще отвоюем — хорошо к нему подготовились, сделали хороший ассортимент подарков. К праздникам мы готовы. Но совершенно другой вопрос — как будет идти повседневная торговля.

Все же я думаю, что в 2023 году будет хоть и шаткая, но стабильность. А улучшение ситуации мы почувствуем в 2024-м.

Виктория Чернышева