Димитровград все ниже и ниже падает в рейтинге социально-экономического развития муниципалитетов, который ведет Центр стратегических исследований под руководством Олега Асмуса. В свежем рейтинге за первые пять месяцев 2020 года второй по величине город Ульяновской области опустился на 11 место, хотя еще пару лет назад входил в пятерку лучших. Аналитики ЦСИ констатируют: в городе атомщиков ухудшилась ситуация как в социальных сферах, так и в экономическом развитии.
Если по итогам 2015-2018 годов Димитровград входил в пятерку лучших и относился к группе муниципалитетов с высоким уровнем социально-экономического развития, а по итогам 2019 года занял девятое место, то за январь-май 2020-го город даже выбыл из топ-10 и оказался только на 11 месте. Составители рейтинга отмечают, что в Димитровграде значительно снизился объем инвестиций в основной капитал - до 3,6 млрд рублей в 2018 году, что более чем в два раза ниже уровня 2017 года. В 2019-м объем инвестиций увеличился до 5,1 млрд рублей, но значение показателя все равно ниже уровня предыдущих лет (2017 год – 7,6 млрд рублей, 2016 год - 5,1 млрд, 2015 год – 5,9 млрд, 2014 год – 6 млрд рублей).
Кроме того, на протяжении всего 2019 года сохранялась отрицательная динамика по обороту организаций (82,2% - 23 место), то же самое произошло и в 2020 году - 87,3% за январь-май и 22 место. Тогда как в 2018-м аналитики фиксировали пусть небольшой, но все-таки рост показателя - до 103,9%. Так, оборот организаций сократился с 52,897 млрд рублей в 2018 году до 43,485 млрд по итогам 2019-го.
Несмотря на снижение безработицы (2016 год – 0,65%, 2017 год - 0,59%, 2018 год – 0,49%, 2019 год – 0,52%), ее уровень остается все-таки высоким, а город - аутсайдером среди муниципалитетов Ульяновской области. По данным специалистов, в условиях пандемии коронавируса рост безработицы коснулся всех муниципалитетов, но в Димитровграде произошел самый значительный всплеск – показатель вырос в 6 раз и составил 3,02% по состоянию на 1 июня (23 место).
Эксперты ЦСИ отмечают также значительное сокращение поступлений НДФЛ в бюджет Димитровграда за первые пять месяцев этого года – 85,3% к уровню аналогичного периода прошлого года. По темпам снижения муниципалитет занял последнее, 24 место в рейтинге. В социальной сфере отмечается высокий уровень преступности, в последние несколько лет город атомщиков находится в пятерке аутсайдеров по данному показателю. Кроме того, в этом году наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений – 109,7% к уровню 2019 года. Демографическая ситуация характеризуется ежегодным снижением рождаемости (в 2018 году – 90,5%, в 2019-м – 93%, в первом квартале 2020 года – 92,1%).
Димитровград также заметно ухудшил позиции в других региональных рейтингах, которые составляет Центр стратегических исследований. Так, город показывает недостаточно высокий уровень качества жизни для городского округа: в рейтинге качества жизни 2018 года Димитровград занял 13 место, что на пять позиций ниже, чем годом ранее. А в рейтинге эффективности деятельности органов местного самоуправления по итогам 2018 года город занял 11 место, хотя в 2016-м и 2017 годах находился в пятерке сильнейших. По итогам 2019 года Димитровград предварительно попал в пятерку аутсайдеров. Согласно данным опросов населения, в 2018 году жители были удовлетворены деятельностью местных властей на 79%, а уже в 2019 году - лишь на 58,6%. Это самый низкий уровень в Ульяновской области.
- Катастрофическое падение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов МСУ в Димитровграде связано с двумя вещами. Во-первых, это явное несоответствие между программными заявлениями, с которыми шла на выборы в сентябре 2018 года местная власть, в том числе депутаты от КПРФ, и той ситуацией, которая в данный момент сложилась в городе. Если смотреть по персоналиям, то в ряде случаев полномочия депутатов гордумы были прекращены досрочно из-за указания недостоверных сведений о доходах и имуществе, а по одному из депутатов был уголовный состав. Это ярко характеризует тех людей, с кем димитровградцы связывали свои надежды на улучшение ситуации в части вопросов местного значения, - отмечает президент общественного фонда "РАПИР" Дмитрий Травкин.
В самом деле, после выборов 2018 года, когда КПРФ завоевала в Димитровградской гордуме 26 мест из 30, ее ряды заметно поредели. Только с начала этого года досрочно мандаты сдали семь депутатов от КПРФ. Артура Колпакова, Ангелину Мальцеву и Константина Коношенко в начале марта лишили полномочий после того, как суд признал их виновными в мошенничестве с отпускными выплатами. Еще четверых коммунистов суд отстранил от исполнения депутатских обязанностей из-за того, что они отразили в декларациях о доходах и имуществе за первый год своей работы неполные или недостоверные сведения. Это Марс Хабиахмедов, Владислав Хворов, Сергей Крючков и Сергей Степаненко.
- Второй момент, который не стоит сбрасывать со счетов, это то, что уже больше года руководство Димитровграда, в том числе исполнительная власть, ряд заместителей главы администрации – не димитровградцы, а иногда даже не жители Ульяновской области, - подчеркивает Дмитрий Травкин. - Напомню, что по Конституции местное самоуправление и решение вопросов местного значения должны происходить с учетом исторических и культурных особенностей территории. Но так случилось, что ни глава города, ни его заместители по социальным, наиболее чувствительным вопросам, никогда до этого не жили в Димитровграде, не соприкасались с ним. На самом деле, мне кажется, что это немаловажный фактор, который не позволил трезво оценить значимость, остроту большого количества вопросов, решения которых ждали димитровградцы.
Действительно, после сентябрьских выборов 2018 года в городе атомщиков воцарилось фактическое безвластие - фракция КПРФ в гордуме долгие восемь месяцев блокировала избрание легитимного главы города, требуя поставить своего назначенца. Например, в январе 2019 года коммунисты продвинули в градоначальники самарского бизнесмена Павла Архипова, который успел "порулить" Димитровградом только двое суток (позже это решение гордумы было обжаловано в суде). Затем госкорпорация "Росатом" ввела внешнего управленца - подмосковного чиновника Юрия Черноусова, который тоже не задержался на посту, сдав его менеджеру из Тульской области, коммунисту Богдану Павленко. КПРФ получила свое, вот только в Димитровграде, согласно выкладкам ЦСИ, сильно обострилась социально-экономическая ситуация.
- Думаю, политика противостояния в 2018-2019 годах повлияла на бизнес, инвестиции и экономическое развитие. Деньги любят тишину. Долгое время в городе не было настоящей администрации, - отмечает доктор политических наук, профессор Нина Дергунова.
Кирилл Биджанов, Сергей Максимов