На прошлой неделе глава профильного комитета Гордумы Петр Столяров заявил о необходимости сделать весь общественный транспорт в Ульяновске муниципальным, избавившись от частников. Депутат предложил главному дорожнику Валерию Художидкову разработать соответствующий план действий на три года. Перевозчики обратились в редакцию 73online.ru с ответным словом. По мнению представителей «Транспортного Альянса», такие реформы — прямое нарушение их конституционных прав на предпринимательство. В управлении дорожного хозяйства к инициативе тоже относятся с настороженностью — на полный уход от частников у города нет денег, в ближайшие три года сделать это точно нереально.

В своем письме представители союза работодателей «Транспортный Альянс» возмущаются тем, что Петр Столяров, по сути, предлагает большому коллективу ликвидироваться в течение трех лет.

— А где он был со своим предложением, когда в 2000-е годы перевозчики альянса на свой страх и риск покупали автобусы, открывая новые маршруты и возрождая брошенные? — вопрошает директор организации Святослав Малаев.

Альянс объединяет 30 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые возят пассажиров по регулярным автобусным маршрутам. Как сообщают в профсоюзе, в сфере городского общественного транспорта у частного бизнеса работает свыше 1200 человек.

Петр Столяров настаивает, что уходить от частных перевозок нужно, «чтобы не идти на поводу у капризов предпринимателей».

— Глава региона Алексей Русских тоже об этом говорил, в том числе и во время встречи с Михаилом Мишустиным (премьер-министром РФ — прим. ред.). Тот его поддержал. Страдают немассовые маршруты, которые нужны, но собирают мало людей. Перевозчикам невыгодно на них выходить, а мучаются жители, — сказал Столяров.

Как отмечает начальник организации транспортного обслуживания управления дорожного хозяйства и транспорта Геннадий Шакиров, единственный рычаг давления на частных перевозчиков — лишать разрешения на работу на конкретных маршрутах. Сейчас в арбитражном суде на рассмотрении иск к индивидуальному предпринимателю Растему Замалетдинову — для маршрутов №16, 71 и 96 управление дорхоза собирается искать другого перевозчика.

Глава «Транспортного Альянса», в свою очередь, напоминает, что перевозчики систематически обновляют подвижной состав: за 2020 год и пять месяцев 2021 приобретено 40 новых автобусов. «Это огромные инвестиции в городской общественный транспорт», — считает Малаев. Но Столяров непреклонен: «Обновление состава — одно из условий выхода на конкурс, так что делать это прямая обязанность перевозчиков».

Отчасти с Петром Столяровым согласен депутат Сергей Моргачев. По его словам, 55% транспорта должно быть муниципальными, тогда как сейчас его доля всего 5-7%.

— У нас и так пробки, нам нужны автобусы большой вместимости, чтобы разгрузить дороги, поэтому те частники, которые соблюдают все условия, должны работать. Мы не осилим полный переход на муниципальный транспорт в ближайшие годы, за три это сделать нереально. Напомню, что Ульяновск зарабатывает всего 5 млрд рублей, а нам только трамваев нужно 170 штук, чтобы полностью обновить парк «Ульяновскэлектротранса», — говорит Моргачев.

Жалуются предприниматели и на выпадающие доходы в связи с пандемией ковида. В 2020 году стоимость проезда оставалась на уровне 20 рублей при утвержденном тарифе в 23 рубля, пришлось раскошелиться и на дезинфекцию транспорта. «За эту работу нас хотят убрать с рынка перевозок общественного транспорта?» — недоумевают в письме представители Альянса.

Перевозчики предлагают разработать целевую программу по развитию общественного транспорта в Ульяновске, где на равных условиях перевозкой пассажиров будут заниматься и муниципальные предприятия, и другие юрлица и индивидуальные предприниматели.

Такого же мнения придерживается и начальник профильного управления горадминистрации Валерий Художидков. Он утверждает, что нет ни одного региона, в котором бы абсолютно весь транспорт был в муниципальной собственности, и стремиться к этому пока нецелесообразно. Первоочередной задачей, по его словам, сейчас является переход на регулируемые тарифы: маршруты с наименьшей собираемостью будут работать по социальному "прайсу" в 19 рублей, а затраты перевозчикам компенсируют субсидиями из бюджета. В ближайшее время будут проведены торги по маршрутам №91, 12 и 36 на сумму 20 млн рублей.

Геннадий Шакиров считает, что еще одна первоочередная цель — изменение и оптимизация маршрутной сети в принципе. Транспортная система Ульяновска хаотична и состоит из множества дублирующих маршрутов. «Совсем отказываться от частников одномоментно или в ближайшей перспективе нельзя. У нас из 21 перевозчика только один муниципальный — МУП "Ульяновскэлектротранс". Так что представьте, какие нужны ресурсы, чтобы весь этот объем транспорта сделать муниципальным. Пока есть другие задачи», — заключил Шакиров.

Дарья Гордеева