В Ульяновске общественный транспорт переводят на регулируемые тарифы. Это значит, что перевозчики не могут сами повышать цены, но получают из бюджета компенсацию убытков. Разыграны контракты на 17 таких маршрутов — большинство выиграли государственные ПАТП-1 и «Ульяновскэлектротранс». Получателем самых крупных субсидий — порядка шести миллионов рублей на полгода — является димитровградское ООО «Бизнес недвижимость капитал», связанное с бывшим директором «ПАТП-1» и депутатом ЗСО Михаилом Рожковым.

Ульяновские перевозчики регулярно грозили поднять плату за проезд в общественном транспорте. По их расчетам, себестоимость перевозки одного пассажира равна 40 рублям, а сейчас проезд стоит 25 рублей. Горожане такого повышения, конечно, не приемлют. Власть нашла выход: перевести общественный транспорт на регулируемые тарифы, когда цену за проезд определяет не перевозчик, а областное Агентство по регулированию цен и тарифов. Чтобы предприниматели при этом не работали в убыток, им выплатят субсидии из бюджета.

Власти уже провели торги по 17 городским маршрутам. «Теперь перевозчики будут работать на них по регулируемому тарифу, причём они обязаны выставить на линию автобусы среднего класса согласно условиям торгов. Предельная стоимость проезда утверждена в 25 рублей», — отметил директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев.

Самый крупный контракт — Рожковым

Контракты на 13 из 17 маршрутов разыграны на полгода, до конца 2022-го. Перевозчики уже начали работать в новых условиях.

Самые крупные бюджетные субсидии получит ООО «Бизнес недвижимость капитал», зарегистрированное в 2017 году в Димитровграде. Компания заключила контракты по маршрутам № 20 «ул. Отрадная – Центробанк» на 4,9 млн рублей и №1 «Аэропорт им. Н. Карамзина – Центробанк» на 1,02 млн рублей. Учредителем ООО является Наталья Рожкова, жена депутата регионального Законодательного собрания и бывшего гендиректора ПАТП-1 Михаила Рожкова (на фото). Организация и раньше занималась перевозками по этим направлениям и, по данным kartoteka.ru, была прибыльной: в 2021 году выручка «БНК» составила 54,4 млн рублей, а чистая прибыль — 17,7 млн.

АО «ПАТП №1» получило право на обслуживание сразу девяти маршрутов:

  • № 13с «д. Погребы – с. Арское – Автовокзал»,
  • № 30э «пр-т Врача Сурова – Центробанк»,
  • № 31 «с.Карлинское – Центробанк»,
  • № 66 «д.Погребы – с. Арское – Центробанк»,
  • № 91 «Ульяновская областная клиническая больница - с. Баратаевка»,
  • № 92 «д. Отрада – ОГУСП «Тепличное»,
  • № 95 «с. Подгородная Каменка - Пушкаревское кольцо»,
  • № 26с «Центробанк - СНТ Белый Ключ-1»,
  • № 46 «ул. Шолмова – ул. Якурнова».

Стоимость контракта — 4,89 млн р. Учредителем АО «ПАТП-1» является Агентство госимущества, пост гендиректора с 20 июля занимает Кирилл Жуков, сменивший Михаила Рожкова. Выручка компании — 108,7 млн рублей, прибыль — 8,9 млн.

МУП «Ульяновскэлектротранс», автопарк которого пополнился десятью новыми автобусами, выиграл право на перевозки по маршрутам №65 «пос. Индовое – 2-й пр-д Инженерный» (субсидии — 54,6 тысячи рублей), №73 «ул. Мостостроителей – Центробанк» (43,7 тысячи). Учредителем компании является управление муниципальной собственностью, директором — Павел Тимаков. При выручке порядка 598 млн годовой убыток компании — более 21 млн.

Также разыграны четыре маршрута на весь 2023 год. АО «ПАТП №1» получило контракты на перевозки по трем направлениям: №4 (99,3 тысячи рублей), № 28 (107 тысяч), №10 (98,4 тысячи). Действующий перевозчик по 28 и 4 маршрутам не участвовал в конкурсе.

Сменит «хозяина» и маршрут № 38. Контракт и право на субсидию в 96,9 тысячи р выиграл предприниматель Владимир Горюнов, который, по данным kartoteka.ru, является учредителем компаний ООО «СимТранс» (выручка за прошлый год 134 млн рублей, прибыль — 1,5 млн) и ООО «Триумф» (выручка за прошлый год 284 тысяч, прибыль — 0). ИП Горюнов является перевозчиком по нескольким маршрутам.

Проводились торги и на 68 маршрут, но они не состоялись из-за отсутствия заявок.

Субсидии привязали к востребованности

Директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев пояснил, что серьезная разница в размере субсидий обусловлена, прежде всего, востребованностью маршрутов. Например, на 38-м интенсивный пассажиропоток, и перевозчик получает прибыль. Крупные суммы получили маршруты, которые необходимы, но ездят полупустыми. Например, маршрут №1, который курсирует до аэропорта.

Отказ от участия в конкурсе некоторых перевозчиков, предполагает Фадеев, связан с ужесточением требований к ним. «Перевозчики не могут обеспечить нужное количество выпускаемого состава. Например, много обращений по 68 и 28 маршрутам. При этом перевод на регулируемые тарифы подразумевает более строгие штрафные санкции», — пояснил Владимир Фадеев.

Действительно, проекты контрактов, опубликованные на сайте госзакупок, предусматривают контроль за количеством рейсов, состоянием транспорта, размером автобусов и их количеством в автопарке перевозчика — не менее 27.

Рынок перевозок может быть разрушен

Перевозчики тем временем настроены пессимистично. Они утверждают, что через пару месяцев регулятор все равно поднимет цену до 28 рублей днем и 32-33 рублей вечером. «Все вокруг дорожает, в том числе обслуживание транспорта. Я не верю, что удастся избежать роста стоимости проезда», — говорит помощник руководителя 38 маршрута Александр Салюков. Работать на предлагаемых властью условиях невыгодно, и поэтому перевозчик участия в конкурсе не принимал. «Если не удастся остаться на этом маршруте, то заберем свой автопарк и уйдем на другой. По мне, все это не более чем передел рынка», — заключил Салюков.

Председатель совета общественной организации «Транспортный экспертный совет» Виктор Сидоренко считает, что система регулируемых тарифов разрушит рынок пассажирских перевозок в Ульяновске. Сама по себе инициатива разумная, вопрос в размере компенсаций. «По ряду маршрутов предлагают субсидию в 80-90 тысяч рублей. Это вообще не деньги! Компенсация должна быть порядка 10 млн рублей. Плюс практически на всех маршрутах есть транспорт, не соответствующий требованиям для заключения контракта. Как и на какие деньги перевозчикам сейчас, в условиях роста цен и санкций, обновлять автопарк? Не исключено, что многие уйдут с рынка, но не думаю, что на такие условия придет кто-то другой», — делится прогнозами Сидоренко.

Эвелина Роженцева