73online.ru продолжает серию публикаций «по мотивам» нашумевшего сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», построенного на истории так называемого «казанского феномена». Криминал из Татарстана в свое время стремился распространить свое влияние на УАЗ. Экс-глава города Александр Пинков, который возглавлял производство Ульяновского автозавода в восьмидесятых и трудился заместителем генерального директора в начале 90-х, рассказал, как это было на самом деле.
Татарская «Кинопленка» обозначилась на УАЗе
В 2016 году на телеканале ДТВ вышел документальный фильм «Кино не для всех» из цикла «Вне закона». В нем рассказывалось о казанской группировке «Кинопленка», которая в начале 90-х стремилась к захвату Ульяновского автомобильного завода.
По информации авторов фильма, в 1994 году ульяновские криминальные лидеры получили контроль над УАЗом и начали претендовать на другой лакомый кусок – завод «Тасма», который находился под непосредственным влиянием казанцев. В ответ группировщики «Кинопленки» жестоко избили местных и отвоевали УАЗ.
Сюжет 25-минутного фильма нам показался странным. Авторы рассказывают, что предметом разговора, на который члены казанской банды отправились в Ульяновск, был именно контроль над автозаводом, а претензии к ульяновским конкурентам у лидеров «Кинопленки» появились давно.
- 50 человек сели в машины и прибыли в загородный коттедж - там их уже ждали авторитеты из Ульяновска. Разговора не получилось. Главари «Кинопленки» предъявили ульяновским: «Теперь мы будем контролировать автозавод» и отдали своим бойцам команду на уничтожение. Ульяновских парней просто забили до смерти - показали всю мощь казанских группировок. Контроль над УАЗом перешел к казанским, - рассказывают на камеру сотрудники уголовного розыска республики Татарстан, взявшие тогда группировщиков в разработку.
О подробностях укрепления банды из Казани в Ульяновске телевизионщики умолчали.
Желающих установить контроль на УАЗе было много
73online.ru обратился за разъяснением деталей оперативной обстановки в криминальные 90-е годы к бывшему мэру Ульяновска Александру Пинкову, заведующему кафедрой УлГТУ, который в то время работал на УАЗе заместителем директора по производству.
- Никакой установки прямого контроля со стороны парней из Казани не было. На заводе крутился местный криминал, который, не исключено, был как-то связан с группировками из соседнего региона. Вот с их стороны предпринимались попытки «захватить» завод: ребятишки хотели бóльшего - участвовать в поставках комплектующих. Но в зависимость УАЗ не попал, им жестко отказали, - рассказывает Пинков.
Названий местных группировок Александр Петрович не знает, но уточняет, что они были преимущественно из Ближнего Засвияжья. Вероятно, на контакт выходили «Пески» и «15 квартал» - как раз на подконтрольной им территории находится автозавод:
- Многих сегодня нет в живых. Из тех авторитетов, кто приходит на ум - «Хобот»*, «Влас» и «Кабан», это были серьезные люди, считались лидерами ОПГ.
* Валерий Хабатулин по кличке «Хобот» зимним вечером 21 декабря 2000 года убит выстрелом в голову возле своего дома в Дальнем Засвияжье. Ему было 38 лет. Бывший тяжелоатлет, занимал должность гендиректора коммерческой фирмы по сбыту автомобилей УАЗ и был, по слухам, теневым членом совета директоров ОАО «УАЗ». В «узких» кругах о Хабатулине говорили как о крупном криминальном авторитете.
Были и другие попытки присесть на «золотую жилу» УАЗа. Александр Пинков вспоминает, что на предприятие неоднократно наносили визиты представители самарской группы «СОК»:
- Приезжал сам Юрий Качмазов**, велись жесткие переговоры. Но мы не стали входить с ними в коммерческие отношения, «СОКовские» получили отказ.
** Юрий Качмазов - бизнесмен из Самары, основатель и один из владельцев группы компаний «СОК», которая работала в 1990–2000-х годах. «СОК» создал крупнейшую в Поволжье дилерскую сеть «Самарские автомобили». Группа оказывала сильное влияние на заводы АВТОВАЗ и «ИжАвто», некоторое время контролировала «ДААЗ».
Криминальное исчезновение топ-менеджера УАЗа
Тем не менее, Пинков с ужасом вспоминает то время: «У сотрудников УАЗа то и дело погибали дети в уличных разборках, постоянно хоронили подростков». А однажды, в 1995 году, без вести пропал один из топ-менеджеров предприятия - Александр Мельников, бывший секретарь райкома партии. На автозаводе он создал отдел маркетинга и продаж, был первым, кто начинал развивать собственную дилерскую сеть. Не найден до сегодняшнего дня.
- Александр Михайлович был очень уважаемым человеком, авторитетным, взрослым, с огромным опытом. Жил на перекрестке улиц Минаева и Гончарова, утром вышел из дома на работу и после этого его никто не видел. Конечно, связываю его исчезновение с криминалом, по-другому быть не может. Скорее всего, он кому-то жестко отказал. Это была их ответная реакция. Мы обращались к правоохранителям, его долго искали. Все были просто в шоке, - говорит Пинков.
Продолжение следует.