Вице-премьер Марина Алексеева рассказала 73online.ru об основных параметрах бюджета на следующий год — из каких источников он формируется и на что будут тратиться деньги, а также планируется ли приватизация госпредприятий и сколько потратят на поддержку мобилизованных. Бюджет-2023 является дефицитным — почти 7 млрд рублей (5 млрд рублей в прошлом году — прим.), но подходы к нему кардинально изменились.

Новая реальность и рост акцизов на пиво

— В чем принципиальные отличия бюджета этого года?

— Радикально изменились подходы в его формировании. Мы прекратили практику дофинансирования социально значимых расходов в течение года. Закладывать заработную плату на неполный год, как раньше, — это огромный риск. В связи с этим в первоначальной версии бюджета предусматриваем максимум социально ориентированных расходов. То есть то, что обеспечивает нам стабильность.

Заработная плата заложена на 11,5 месяца. Причем мы не ставим себе задачу эти полмесяца дофинансировать. Мы намерены в течение года провести оптимизацию. Потому что понимаем: есть резервы и ресурсы.

Второе – коммунальные расходы закладываем на 11 месяцев. Здесь делаем ставку на проведение мероприятий по энергосбережению, замене источников на более экономные и т. д. В полном объеме закладываем дорожный фонд и требования Бюджетного Кодекса.

Полностью включаем средства на выплаты по ОМС неработающему населению. Бюджет во втором чтении будет приниматься по старым тарифам, но будет индексация. Порядка 260 млн рублей мы добавим уже первыми изменениями.

Все, что мы должны были фундаментально заложить в виде гарантированной социальной устойчивости региона — все это предусмотрели.

Проекты развития финансируются в зависимости от пополнения доходной части. Этот фундамент в бюджете 2023 года будет сохранен.

Из принципиально нового: в бюджете появляются проекты развития, которые формируются за счет новых источников финансирования из федерального центра. По инфраструктурному бюджетному кредиту на следующий год мы получим 1,6 млрд рублей. На реализацию проектов в области ЖКХ средства в размере почти 800 млн рублей выделяются из Фонда национального благосостояния.

Что касается основных параметров областного бюджета на 2023 год, то они уже приняты Законодательным собранием в первом чтении и утверждены в следующих значениях: доходы — 81,4 млрд рублей (+8,5 млрд рублей); расходы — 88,3 млрд рублей (+10,3 млрд рублей); дефицит — 6,9 млрд рублей.

— Каковы основные строки расходов и доходов?

— Отличительная особенность формирования объема собственных доходов заключается в том, что бюджет 2023 года формировался с учетом новой реальности, которая отметилась сложными экономическими условиями. Но несмотря на это, доходная часть областного бюджета в виде налоговых и неналоговых доходов сформирована на 2023 год в сумме 60,5 млрд рублей. Прогнозные показатели больше первоначально утверждённых плановых назначений 2022 года на 10,1% и больше фактического исполнения за 2021 год – на 13,9%.

60,5 млрд рублей — психологически знаковая цифра для меня. Когда я пришла работать в правительство, это 2016 год, собственные доходы были около 20 млрд рублей.

В структуре доходной части бюджета стабильно основными доходными источникам являются три налога. Их доля в общем объёме налоговых и неналоговых доходов составляет более 80%. И все они заложены с ростом: акцизы — 22,2 млрд рублей (+11,5%); НДФЛ — 16,3 млрд рублей (+11,1%); налог на прибыль организаций — 12,4 млрд рублей (+7,8%); УСНО — 3,7 млрд рублей (+25,4%).

Что касается расходов, то на заработную плату с учётом увеличения размера МРОТ (16 242 рублей) выделим 25,2 млрд рублей; средства дорожного фонда закладываем в размере 7 млрд рублей; страховые взносы на ОМС неработающего населения — 5,6 млрд рублей; расходы на питание, медикаменты, аренду — 1,8 млрд рублей; выполнение обязательств по заключенным двух-трехлетним контрактам — 1,3 млрд рублей.

Как позитивный фактор хочу отметить увеличение финансовой помощи муниципальным образованиям. 4 млрд рублей предусмотрено на все виды финансовой помощи. Это 10%-ный рост к 2022 году.

На реализацию нацпроектов предусмотрено на 2023 год 16,1 млрд рублей (федбюджет — 10,9 млрд рублей, облбюджет — 5 ,2 млрд рублей). К уровню первоначально утверждённого бюджета на 2022 год на реализацию предусмотрено на 3,5 млрд рублей больше, в том числе: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — на 2,2 млрд рублей, или на 60,4% (дорожная сеть); «Здравоохранение» — на 599,1 млн рублей, или на 38,8% (развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям); «Экология» — на 556,1 млн рублей, или на 51,4% (оздоровление Волги).

Бюджет у нас по-прежнему дефицитный, почти на 7 млрд рублей. Но сразу скажу, что 1,6 миллиарда из них — это инфраструктурный бюджетный кредит, который предоставляет государство на 15 лет под 3%. Этот кредит должен быть возвращен в федеральный бюджет за счет дополнительных доходных источников. При этом есть период, когда мы сначала будет выплачивать только проценты, а потом тело долга.

— Как вырастет федеральная помощь?

— Финансовая помощь из федерального бюджета предусмотрена в размере 20,9 млрд рублей. Ближайшими поправками эту сумму будем менять, увеличивая не менее чем на 3,6 млрд рублей. В первоначальном бюджете она не особо показательна, так как формирование регионального бюджета ведется параллельно с федеральным. Мы еще не видели распределения по территориям ряда проектов, федеральных программ. Поэтому в свой бюджет забираем только то, что уже распределено по регионам.

Рассчитываем, что будет очень существенный рост и по национальным проектам, и по федерально-целевым программам.

В этом году мы впервые получили цифры по обновленной методике, крупнейшую из всех видов нецелевой финансовой помощи субъектам — дотацию на выравнивание. По ней видим существенный прирост в 600 млн рублей, будем распределять эти деньги первыми поправками в бюджет. Хотелось бы, конечно, больше капитальных объектов, но мы понимаем, что федеральный бюджет тоже трехлетний и резких изменений внутри года не происходит, если только не образуются остатки в федеральной казне либо не происходит пополнение программ.

Новая поликлиника и катастрофа в ЖКХ

— Какой объем мер соцподдержки закладывается на следующий год? Как объем региональных выплат соотносится с выплатами из федерального бюджета?

— На 2023 год запланированы средства в сумме 15,9 млрд рублей на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Это в том числе малоимущие, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, семьи с детьми, дети-сироты и других категорий.

Сумма складывается из двух источников финансирования. Это средства регионального бюджета (около 2/3) и средства федерального бюджета (примерно 1/3).

В том числе:

  • Выплаты на семьи с детьми — 5,4 млрд руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета — 2,4 млрд руб., за счёт средств областного бюджета — 3 млрд руб.
  • По нацпроекту «Демография» выплаты на 1-го и 3-го ребенка и последующих детей — 1,9 млрд руб., из них федеральных денег — 1,7 млрд руб.
  • Компенсация расходов на оплату коммунальных расходов малоимущим гражданам и инвалидам – 1,2 млрд руб. (820,4 млн руб. — федеральные).
  • На детей-сирот и мероприятия по опеке и попечительству за счёт средств областного бюджета — 902,5 млн руб.
  • Ветераны труда и ветераны труда Ульяновской области — 2,5 млрд руб. из областного бюджета.
  • Социальный контракт — 480,8 млн руб., из которых федеральных — 332,9 млн руб.
  • Компенсация расходов на оплату коммунальных расходов педагогическим работникам, работающих в сельской местности – за счёт средств областного бюджета 340,3 млн руб.

— Одна из наиболее важных отраслей — здравоохранение. Сколько на нее выделяется средств? Какие объекты планируется построить, отремонтировать, оснастить оборудованием?

— На финансирование расходов по отрасли здравоохранение предусмотрены почти 13 млрд рублей. При этом не стоит забывать, что финансирование будет осуществляться и за счет средств ТФОМС. Таким образом суммарное обеспечение отрасли из всех источников в 2023 году составит свыше 26 млрд рублей.

На реализацию нацпроекта «Здравоохранение» закладываются 2,1 млрд рублей. На эти деньги запланировано оснащение оборудованием больниц, оказывающих помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, и региональных сосудистых центров, закупка лекарства для профилактики развития сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска и автомобилей, находящихся на диспансерном наблюдении, строительство трех фельдшерско-акушерских пункта и ремонт 16 учреждений. 1,3 млрд предусмотрено на продолжение строительства детского инфекционного корпуса ОДКБ.

На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан выделено 1,4 млрд рублей. Впервые в 2023 году предусмотрены средства на обеспечение детей, страдающих сахарным диабетом 1-го типа. На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовую программу ОМС — 76,3 млн рублей, на продолжение ремонта здания Новомалыклинской районной больницы — 47,6 млн рублей.

Кроме того, в плановом периоде 2024-2025 годы за счёт инфраструктурного бюджетного кредита предусмотрены средства в размере 795,4 млн рублей на строительство здания поликлиники в Засвияжском районе.

— В Законодательном собрании часто поднимают вопрос о развитии отрасли ЖКХ. Что планируется предпринять в этой части в следующем году? Как это нашло отражение в проекте бюджета?

— На отрасль жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются средства регионального бюджета в сумме более 1 млрд рублей. В фокусе будет реконструкция коммунальных сетей, газификация.

В этом году мы вошли в крупную программу реконструкции коммунальных сетей Ульяновска за счет ФНБ. Инженерная инфраструктура крайне изношена, и финансовая поддержка со стороны федерального центра — это уникальная возможность обновить объекты ЖКХ. Региону на эти цели выделены 791,5 млн рублей. Работы рассчитаны на 2 года, новые сети планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Отрасль ЖКХ мы будем донасыщать в первую очередь. Что на это повлияло? Главным образом двухлетняя заморозка тарифов. В попытке сохранить кошельки граждан мы серьезно недофинансировали отрасль, выпадающие доходы никем не финансировались. Затраты наших коммунальных компаний ничем не перекрывались и генерировали убытки. Сейчас разработан закон о межтарифной разнице. Согласно нему, с одной стороны, мы поддерживаем отдельных граждан путем установления для них льготных тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а с другой — ресурсоснабжающие организации через предоставление им субсидий на возмещение недополученных доходов. Закон вступит в силу с 1 января 2023 года. И средства на подобную статью предусматриваются впервые.

В части газификации сейчас идет серьезная модернизация программ. «Газпром» полностью забрал на себя важнейшую функцию по внутрипоселковой газификации.

— Какие финансовые затраты планируются в рамках оказания содействия переквалификации и занятости населения?

— Кроме средств федерального бюджета на социальные выплаты безработным в сумме 290 млн рублей, в областном бюджете Ульяновской области на 2023 год предусмотрены 3,5 млн рублей. Они будут направлены на мероприятия по содействию трудоустройству населения, улучшение условий труда, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан.

Продажа активов и рост госдолга

— Запланирована ли на следующий год приватизация предприятий с последующим направлением вырученных средств на пополнение доходной части бюджета?

— Доходы от продажи государственного имущества на 2023 год сформированы в сумме 16,8 млн рублей с ростом к фактическим поступлениям 2021 года на 4,5 млн рублей.

Есть серьезные вопросы к эффективности управления госсобственностью. Если рентабельность государственных предприятий ниже, чем эффективность коммерческих в этом же секторе, это говорит о том, что надо выводить государство из этой сферы. Этот тренд создал президент. Речь идет о том, чтобы повышать уровень конкуренции, снижать долю государства в секторах, которые не имеют стратегического характера. Надо искать компромиссное решение.

Что касается самой процедуры реализации, то все государственное имущество продается через электронные торги, формируется рыночная стоимость на основе оценки. Неверно говорить, что мы покупаем дорого, а продаем дешево. Например, когда я работала в Сбере, эти процедуры были устроены так же.

— Какие-то крупные предприятия войдут в список на приватизацию?

— Эту тему мы обсуждаем с подачи депутатов. Противоречия в интерпретации надо преодолеть и найти компромиссное решение. На сегодня план приватизации и управления госсобственностью содержит очень мало объектов, в нем не заложено ни одного акционерного общества.

— Каков прогноз по размеру госдолга на следующий год? Как Вы в целом оцениваете долговую политику региона?

— Наличие государственного долга – абсолютно естественное явление. Даже если, к примеру, взять не государственную систему управления, а управление коммерческой организацией, то подавляющее большинство имеют заимствованные средства.

Проектом областного бюджета на 2023 год предусмотрен верхний предел государственного долга в размере 55 млрд рублей.

Что касается управления долговой политикой, я считаю, что она ведется достаточно грамотно. Если мы углубимся внутрь госдолга, то увидим, что он диверсифицирован по видам заимствований. 47% госдолга в 2023 году приходится на дешевые бюджетные кредиты, которые обходятся нам всего под 0,1%. Ценные бумаги займут 33%. И лишь на 20% запланированы коммерческие заимствования.

Долг диверсифицирован не только по видам заимствований, но и по срокам, что позволяет распределить нагрузку на бюджет по годам. В портфеле есть коммерческие кредиты до 3 лет, ценные бумаги до 7 лет с амортизационным графиком погашения, бюджетные кредиты до 15 лет. Если взять общий объем государственного долга, то 67% предстоит к погашению на срок свыше 3 лет. Никаких угроз для бюджета в связи с внезапным возникшим сроком погашения нет.

Самолеты вернут вахтовиков

— Как ведется работа с предприятиями, которые работают в Ульяновской области, а платят налоги в другие регионы? Какие сложности?

— Есть четкие требования ФНС. Это должны делать те, кто имеет на территории региона основные средства в виде имущества, реализуемые в основной деятельности, и использует постоянную рабочую силу. В этой части налоговая служба ведет работу постоянно.

Другое дело, когда у нас возникают, например, контрактные отношения. Финансовый блок регулярно акцентирует внимание отраслей на необходимости проведения работы с подрядчиками, например, дорожниками, на предмет регистрации обособленного подразделения в регионе и, как следствие, частичной уплаты налогов нам. Это справедливо потому, что они, во-первых, получают оплату из бюджета Ульяновской области, во-вторых, задействуют работников, проживающих на нашей территории, и нашу инфраструктуру. Формальных требований к тому, чтобы у них возникла такая обязанность – нет. Но это всегда пример диалога. На самом деле суммы налогов небольшие. Но в текущих условиях каждый рубль как слиток золота.

Неоднократно поднимали вопрос, что НДФЛ по вахтовикам должен уплачиваться по месту прописки. Бюджет создает за свой счет условия жизни для человека в одном месте, а налоги от его деятельности уходят в другое. Пока ФНС не нашла инструмента администрирования этих процессов. В отсутствии инструмент учета миграции этих сумм заключается самая большая сложность.

Кроме того, делая исследования по линии труда, мы видим, что тенденция к тому, чтобы граждане возвращались и работали у нас, есть. Во-первых, возрастает повсеместно стоимость жизни, аренды. Во-вторых, в регионе появляются рабочие места, достойные заработные платы, жилье. К примеру, «Авиастар». Буквально два года назад заработная плата была 35 тыс. рублей, сейчас у них от 60 тыс. до 100 тыс. рублей по отдельным редким видам профессий. Им требуется сейчас минимум 500 человек. А в ближайшие три года надо набрать около 2,5-3 тыс. человек, чтобы выпускать минимум 12 машин в год. Сейчас выпускают пять.

Мобилизация и ковид

— В регионе, как и по всей стране, завершена частичная мобилизация. Но это не значит, что приостановлены расходы на нее из бюджетов. В частности, эти расходы — это меры социальной поддержки и единовременные выплаты. О каких суммах идет речь? Какие меры еще предпринималась властями по поддержке мобилизованных и их семей?

— Вопрос поддержки граждан, призванных по мобилизации в ряды Вооружённых Сил РФ, и их семей является одним из приоритетных. Губернатором принято решение о предоставлении за счёт средств регионального бюджета единовременных выплат на детей и беременных жён, срок беременности которых более 22 недель.

Кроме того, действуют меры соцподдержки в форме бесплатного посещения учреждений культуры, физической культуры и спорта, обучения в государственных образовательных организациях региона по дополнительным общеобразовательным программам, бесплатного питания в образовательных организациях, внеочередного получения социальных услуг.

Кроме того, часть расходов на обеспечение мобилизованных граждан предметами экипировки и оборудованием также взял на себя областной бюджет.

В целом на это было выделено порядка 300 млн рублей.

— В 2020-2021 годах средства резервного фонда направлялись на борьбу с CОVID-19. Как обстоят дела в этом году? Что стало основным фокусом финансирования из этого источника?

— Резервный фонд правительства Ульяновской области предназначен для финансового обеспечения непредвиденных расходов бюджета, в том числе расходов, возникающих в связи с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Традиционно фонд наполнялся в течение года в зависимости от того, какие процессы происходили. Даже в ковидный год мы заходили с незначительным по объему резервным фондом. Тем не менее мы аккумулировали средства отовсюду, в том числе и формируя дефицит и наполняя резервный фонд, который в конечном итоге достиг 4,1 млрд рублей. Это было возможным благодаря принятым федеральным решениям, которые позволили регионам достаточно гибко обходиться с бюджетами при возникновении сложных ситуаций.

В этом году средства направлялись, в первую очередь, на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных со срывом гарантийного водоснабжения в муниципальных образованиях. На сегодняшний день это 520 млн рублей.

— Какой объем средств закладывается в резервный фонд на 2023 год?

— В проекте областного бюджета размер резервного фонда правительства Ульяновской области на 2023 год запланирован в сумме 15 млн рублей. Но мы понимаем, что бюджет в том виде, в котором формируется в базисе, не направлен на какие-то стратегические решения. В случае возникновения тех или иных точек напряжения будет решаться вопрос о его наполнении. И в зависимости от того, какой будет временный лаг на решение этой проблемы, будет выбираться инструмент: бюджетная роспись либо наполнение резервного фонда через изменения в закон о бюджете. В настоящее время совместно с депутатами регулярно ведется обсуждение вопросов об источниках его наполнения.

Андрей Семенов

Дарья Косаринова