Санкционное давление на Россию отразилось и на автомобильном рынке: некоторые бренды покинули страну, цены на запчасти и расходники сильно выросли. Эксперты рассказали 73online.ru, насколько подорожал ремонт, почему увеличились сроки поставки запчастей и на какие автомобили сейчас сложнее всего купить комплектующие и расходники.

Сложности неизбежны

Уход части автомобильных брендов из России и введение санкций привели к ограничению или полному прекращению поставок в страну ряда комплектующих. Определённые складские запасы запасных частей и расходных материалов ещё есть, но они постепенно сокращаются, что может сказаться на обслуживании автомобилей, говорит ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

— Процесс параллельного импорта пока не окончательно отлажен, что ограничивает возможность поставок оригинальных деталей и расходных материалов из-за рубежа. Поиск и приобретение аналогов в других странах также требует времени. В таких условиях вырос спрос на запасные части, бывшие в употреблении. Не исключен рост серого рынка автосервисных услуг, их могут предоставлять как организации, так и частные лица (гаражные умельцы), пока официальные компании испытывают трудности, — считает эксперт.

По мнению Дмитрия Баранова, все эти сложности носят временный характер. По мере налаживания ситуации с поставками официальные автосервисы начнут увеличивать свою долю на рынке, так как у них есть необходимое оборудование и квалифицированные специалисты.

Тюнинг и ремонт

Рынок авторемонтного бизнеса сильно «лихорадило» с февраля по апрель, пояснил владелец автосервиса Nik-Technik Николай Хазраткулов. Дилеры резко подняли цены. Например, замена ремня ГРМ на Renault Logan до февральских событий стоила 6,5 тысячи рублей, в марте-апреле дилеры оценивали услугу уже в 18,5 тысячи. Подобная ситуация была со многими брендами. Автовладельцы в этот период практически перестали обслуживать автомобили и обращались только в случае крайней необходимости, когда дальнейшая эксплуатация была невозможна.

В мае ситуация начала меняться, машины повезли на сервисы. Сейчас загрузка вышла на стандартный, дофевральский уровень. «Мы отметили тенденцию — помимо текущего ремонта и технического обслуживания, люди активно стали приводить свои автомобили в порядок. Многие ездили на машине, не вкладывались в ремонт, так как планировали ее продать и купить другую. Сейчас они передумали и хотят максимально сохранить и улучшить те авто, которые имеют. Владельцы бюджетных моделей стараются сделать их более комфортными: ставят камеры заднего вида, дополнительные чехлы на сиденья, подогрев, парктроники. В общем, они поняли, что этот автомобиль в их семье надолго, и начали в него вкладываться», — рассказал Николай Хазраткулов.

Что касается обслуживания, то во всех сегментах выросли цены, началась миграция клиентов. Некоторые автовладельцы, которые ранее обслуживались у дилеров, перешли на независимые СТО. Владелец автосервиса пояснил, что в последнее время к ним стали чаще обращаться с авто премиум-класса стоимостью в 5 млн рублей и выше. Даже для владельцев таких машин дилерские цены порой кажутся слишком высокими. В то же время часть клиентов автосервиса с несложными в обслуживании автомобилями (Lada, Renault) ушли в так называемые «гаражи». Получается, что автовладельцы платят за услугу примерно ту же сумму, что и раньше, но уже в автосервисе классом ниже.

«Золотые» запчасти

Детали на автомобили различных марок, по словам Николая Хазраткулова, подорожали примерно на 30-50%. Больше всего выросли цены на комплектующие для немецких и американских машин, в меньшей степени — на остальные. Примерно в том же диапазоне увеличилась и стоимость работ по ремонту.

Особых сложностей с запчастями нет, достать можно все — вопрос только сроков и цены. В некоторых случаях автовладельцу придется просто подождать. Определенный дефицит есть только у тех же «немцев» и «американцев». Но и на них запчасти купить можно. «Например, был запрос на стекло для Chevrolet Lacetti. В России его нет, но можно заказать из США, однако идти оно будет 80 дней и обойдется в 35-38 тысяч рублей. Раньше оно стоило максимум 10 тысяч. А ведь это бюджетная иномарка, одного класса с Renault Logan. Сейчас с Chevrolet вообще все сложно, некоторые механизмы проще переделать. Например, поменять шаровую опору на таком автомобиле на «родную» стоит порядка 28 тысяч рублей (цена за пару), поскольку узел меняется целиком. А можно за 6,5 тысячи переделать рычаги и менять ее в дальнейшем за 800 рублей, используя запчасти для другого бренда», — пояснил Хазраткулов.

Технический директор АО «Взлет» (дилерский центр «УАЗ») Игорь Глухов подтвердил, что дефицита запчастей нет, но они идут дольше примерно на 5-10 дней и стоят дороже. Из-за этого цены в дилерском центре выросли в среднем на 15-20%. «Стоимость самих работ осталась примерно на том же уровне. Мы стараемся цены сильно не увеличивать, чтобы ремонт оставался по карману автовладельцам. После повышения цен наблюдался определенный отток клиентов, примерно на месяц-полтора. Это стандартная реакция потребителя на рост стоимости услуг. Но сейчас ситуация стабилизировалась», — пояснил Игорь Глухов.

О росте сроков поставок запчастей рассказал и представитель дилерского центра одного из японских брендов. Заказать запчасти можно, они есть в продаже, но ждать приходится дольше.

Опасаются дефицита

С аналогичным сложностями при закупке запчастей и расходников сталкиваются не только крупные автосервисы и дилерские центры, но и небольшие «гаражные» мастерские. Сотрудник одной из них рассказал, что пока работа идет в обычном режиме, не считая повышения цен и более долгого ожидания доставки запчастей и расходников. Но сама по себе ситуация вызывает беспокойство. По его мнению, многие поставщики работают с товарными остатками, и не совсем ясно, как будет дальше развиваться ситуация.

Фото: loon.site

Эвелина Роженцева