Бывшая владелица колбасного завода, дипломат и коллекционер китайского искусcтва Маргарита Баржанова вновь попробует себя в политике на ульяновской земле. Два месяца назад она появилась в регионе, возглавив региональное отделение партии "Справедливая Россия - за правду", заявила о том, что выставляет свою кандидатуру на выборах в Госдуму и метит в губернаторское кресло. Пока Баржанова не проявила себя как яркий политик и остается в тени местных СМИ. 73online.ru встретился с новым лидером эсеров и поговорил о предстоящей избирательной кампании.
Встреча состоялась в пустом штабе справороссов ГПИ-10 на улице Железная Дивизия. В коридоре - стопки партийных газет, стены желтого цвета украшает флаг со старым логотипом "СР", который то и дело отклеивался во время интервью, на рабочем столе - фотография с Владимиром Путиным в рамочке. Маргарита Баржанова в пиджаке с "мужского плеча" припудрила носик и решительно начала рассказывать о себе, демонстрируя свежий номер газеты.
- Маргарита Валерьевна, я пришла впервые в ваш офис. У вас очень скромное пустое помещение без ремонта и партийный флаг на скотче...
- Знаете, важно, чтобы команда единомышленников была и люди, которые здесь работают, были как одна семья. Ни золото, ни бриллианты, ни дорогая кожаная мебель – ничто не заменит той дружбы, той сплоченности команды, которая есть на сегодняшний день. Это главное для меня.
- У вас уже сформирована предвыборная программа, видимо, она основана на федеральных законопроектах. Приземлите на Ульяновскую область основные тезисы?
- Наша партия не идёт с какими-то популистскими заявлениями. Она идёт с реальными делами. С теми законопроектами, которые уже внесены в Государственную Думу или теми, которые находятся на стадии внесения. "СР" не голосовала за пенсионную реформу, и мы продолжаем настаивать на том, что она несправедлива по отношению ко всем жителям России. Мы и так с доходами населения в самом хвосте. Считается, что в стране порядка 13% живущих за чертой бедности, а в нашем регионе - 16%.
- А что вы еще считаете несправедливым в Ульяновске?
- В нашем регионе самая большая несправедливость - это нищета. Я как ученый-экономист обычно всегда хожу на рынок, где видна вся экономика: как развивается промышленность, сельское хозяйство, что есть, что выпускается, какие цены. Сегодня мы видим там больше продавцов, чем покупателей, это глобальная проблема для региона.
В программе "СР" 12 шагов. Например, борьба с микрофинансовыми кредитными организациями и коллекторскими агентствами. Наша партия выступает против, мы за амнистию по долгам перед кредитными организациями. "СР" - за справедливое ЖКХ. Мы видим, что Ульяновск завален мусором. Для меня лично остро стоит вопрос качества образования, и в Ульяновске с этим проблемы. Я долгое время занималась наукой, являюсь профессором Вайнаньского университета, занималась сравнительным анализом международной политики в области образования, изучала, как Китай вышел на совершенно другие темпы экономического развития, экономику знаний. Эта реформа дала потрясающие результаты.
- Такая реформа возможна у нас?
- Нам ничего не мешает, тем более в связи с новыми технологиями. Сейчас реформируются все системы образования в мире. Нет ни одной страны, в которой бы не проходила модернизация, это совершенно новые подходы, которые нужно использовать.
- Как полагаете, почему до вас никто до этого не додумался?
- Так получилось, что меня первую направили для изучения этого опыта в Китае. К тому же, в 90-е годы в Россию привезли не самый разумный американский и европейский опыт. У них прекрасные университеты, но совершенно другие институты, менталитет, взаимоотношения между людьми. Внедрять это все нужно было только после глубокого анализа.
- Давайте поговорим немного о вас лично. Ульяновск начинает с вами знакомиться: читают ваши газеты, видят вас на баннерах. Как будете покорять сердца ульяновцев? Какие качества вам позволят завоевать всенародную любовь?
- Я здесь родилась и выросла. Здесь живёт моя мама, наш род из села Помрясовка. Так сложилась судьба, что по окончанию школы №15 первое свое образование получила в Барышском технологическом техникуме, в Ульяновске был филиал. Вышла замуж за курсанта, он стал офицером, и мы уехали. Становление меня как профессионала произошло на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Затем - успешный бизнес, потом кризис 1998 года, который разрушил мою веру в справедливость в государстве, поэтому я и ушла в депутаты Госдумы. Мне тогда хотелось исправить несправедливость, которую власти допустили не только по отношению ко мне, а ко всему народу. Опыт работы в бюджетном комитете, в комитете по делам ветеранов, в комитете по образованию, затем - уже на дипломатическом поприще и в науке, позволяют обо мне судить как о профессионале. Эти знания, которые сейчас просто необходимы для жителей Ульяновской области, для тех изменений, которые требуются сегодня здесь и сейчас, мне помогут.
- Но кроме опыта? Почему ульяновцы должны выбрать вас?
- Ульяновцы уже были знакомы со мной в 2004 году. Тогда была допущена ошибка, которую они исправят сейчас. Думаю, за это время люди, которые за меня голосовали, не изменили своего отношения. Нет ни одного человека, который бы сказал, что я где-то соврала или не сдержала обещание. Потому что люблю свою родину. Я здесь, отсюда и хочу изменений. Мне на самом деле очень обидно, ведь прекрасно помню совершенно другой город. У меня еще есть силы, энергия, знания и главное - желание.
- Это было почти 17 лет назад и выросло новое поколение избирателей, которые о вас ничего не слышали. Они не читают партийных газет, не замечают рекламу на улице. Когда вы планируете ярко заявить о себе, чтобы люди вас узнали заново?
- Хороший вопрос. Долгое время я не присутствовала в соцсетях России, потому что в Китае нет Twitter, YouTube и других, там свои платформы и социальные сети. Вы правы, и сейчас эту оплошность буду исправлять. Уверена, молодежь должна будет за меня проголосовать, потому что моя главная задача - чтобы у всех появилась возможность хорошего трудоустройства и хорошего образования, качественного и доступного для всех.
- Расскажите о своей семье, детстве, чем занимались ваши родители и чем сейчас живут ваши дети, внуки?
- Семья у меня большая. Самое главное, что меня привязывает, - это моя мама Людмила Михайловна, ей 82 года. Она категорически отказывается куда-либо переезжать из Ульяновска, потому что здесь родилась и выросла, ее дом - ее крепость. И я буду рядом с ней всегда. Она до сих пор прекрасно вышивает иконы бисером, разгадывает кроссворды. По профессии она инженер-экономист, всю жизнь работала на стройке и на приборостроительном заводе. Доходы у нашей семьи никогда не были большими, родители жили от зарплаты до зарплаты. Мой отец умер очень рано, мне было всего 7 лет. Бабушка - жена офицера, военного летчика, который прошёл всю войну, но погиб вскоре после ее окончания. Двух дочерей ей приходилось поднимать одной. Моя бабушка была такая искусница - делала прекрасные цветы: раньше было очень модно делать пульками цветы из тканей. Когда вышла на пенсию, работала скорняком. С 12 лет она меня приучила к этому, и я каждые выходные ездила к ней, чтобы заработать карманные деньги.
- Это бабушка вас шить научила?
- Да, вместе с мамой. Мама у меня тоже прекрасная портниха. Это наша традиция. По первому образованию я технолог швейной промышленности.
- Правду говорят, что вы мечтали стать модельером?
- Как у большинства девочек-подростков у меня была такая мечта. Но в Ульяновске тогда на модельера не учили и для этого нужно было ехать в Москву. На этой у нашей семьи не было средств, и я пошла по другому пути, избрав сначала профессию технолога. Когда приехала на Дальний Восток, через три месяца работы на предприятии коллектив в 1500 человек избрал меня своим руководителем, главным инженером, и тогда судьба моя изменилась, от мечты пришлось отказаться. Стала руководителем, бизнесменом, а потом ушла в политику, дипломатию, науку.
Свежий номер газеты "СР".
- Сегодня на каких-то дизайнеров ориентируетесь? Какие бренды предпочитаете носить?
- Не ориентируюсь ни на кого. Мода настолько быстро меняется, поэтому люди постоянно, каждые полгода, покупают достаточно дешевую одежду. Я сижу перед вами в костюме, которому 20 лет. Главное - покупать качественные вещи и относиться к ним бережно, уметь сочетать с чем-то новым. Наверное, это передалось мне по наследству.
- А чем занимаются ваши дети? Где они?
- У меня две дочери и трое внуков, они в Москве. Младшей Лизе 17 лет, и она в этом году оканчивает лицей высшей школы экономики, Маша занимается воспитанием своих детей. Я родила ее в 19 лет, и мне не хочется говорить, сколько ей сейчас лет, потому что будет точно известно про мой возраст, который я совсем не чувствую... Старшая внучка - вице-чемпион по танцам, просто гениальная девочка. Средняя увлекается актерским мастерством, прекрасно учится. А внук Сережа в этом году пошел в школу.
Семья Маргариты Баржановой.
- Чем занимается ваш супруг Константин?
- Я была замужем два раза. Считаю, что перестройка послужила причиной развода с первым супругом - замуж я выходила, когда была одна страна и одни представления о жизни. Несмотря на это у нас сохранились теплые отношения. Мой второй супруг - Константин Доценко, он профессиональный китаист. Мы с ним работали вместе в Хабаровске. В разные годы он был руководителем департамента по делам Севера и Дальнего Востока при министерстве экономического развития России при Грефе, вице-губернатором Пензенской области, исполнительным директором российского культурного центра в Пекине. В январе он уволился с должности проректора Московского педагогического университета. Сейчас Константин вместе со мной в Ульяновске и возглавляет мой избирательный штаб. Вместе мы уже 26 лет.
- Ваш секрет счастливой семейной жизни?
- Ученые озвучивают три кита, на чем держится семья. На первом месте - общее мировоззрение, то, как вы смотрите на мир и разделяете человеческие ценности. На втором - еда: если муж любит кислое, а ты – пресное, семья не будет складываться, нужно менять вкусы. И только на третьем месте - секс. На этом наша семья и держится!
С мужем Константином Доценко.
- С вами работают политтехнологи?
- Нет, мы работаем с мужем, он мне помогает. У меня нет никаких высокооплачиваемых и привозных политтехнологов. Есть сторонники, которые поддерживают и разделяют мои взгляды, есть партия "СР".
- Сколько вы намерены потратить денег на избирательную кампанию?
- Я точно не буду брать деньги ни у одного олигарха, чтобы потом исполнять их волю и зависеть. Есть партийные проекты, газеты свыше 225 тысяч экземпляров в месяц, которые будут финансироваться партией на федеральном уровне. Все остальное - за счет личных средств, все это будет отражено в декларации. В общем, не слишком большая и дорогая избирательная кампания. Поэтому сразу предупреждаю всех политтехнологов и других "разводчиков": не обращайтесь! Денег "СР" никому раздавать не собирается, мы будем работать только с теми людьми, которые поддерживают и разделяют нашу идеологию.
- Вы определились с избирательным округом? Где вы себя видите, на какой территории, что вам ближе?
- Мне близка вся Ульяновская область, и в 2004 году, когда были губернаторские выборы, я объездила ее всю и вдоль, и поперек. Поэтому мы не будем сегодня с вами говорить об округе. Идёт праймериз "Единой России", КПРФ и ЛДПР пока не определились до конца, так почему я должна опережать решение съезда? Для меня номер округа значение не имеет.
- Выборы - это всегда политическая борьба. Кого вы считаете своим основным соперником?
- Оппонентов своих назвать не могу и не вижу смысла обсуждать их фамилии, вертолеты, часы или прически. Давайте лучше будем обсуждать программу каждого кандидата. Избиратель сам определится, увидит, будет ли политик выполнять обещания или просто придет, с три короба наврет и уедет из региона. Вот лично для меня главное - не врать.
- Вы знакомы с действующим депутатом Госдумы Владимиром Кононовым? По сути, он сегодня выступает вашим оппонентом.
- Нет, его лично не знаю, в Госдуме мы никогда не пересекались, хоть и были коллегами по мандату в одном созыве. Более того, когда я работала представителем в министерстве образования и науки России в Китае и советником министра образования, я тоже никогда его ни на каких больших судьбоносных совещаниях не встречала.
- Как думаете, какой у него интерес в Ульяновске?
- Наверное, вам лучше спросить у него.
- Про Хабаровск. Сколько вы там прожили?
- 16 лет, до 1999 года. У меня там тоже родственники есть. В Хабаровске живет мама моего мужа, ей 92 года, с ней живет ее старший сын. Мы к ним часто приезжаем, и я в курсе всех новостей.
- Что вы чувствовали, когда читали новости про масштабные протестные акции в Хабаровске, связанные с арестом губернатора Сергеем Фургалом?
- Жители Хабаровского края - борцы за свои права. Там ведь много тех, кто отсидел, или дети отсидевших, много репрессированных, сосланных туда. Так исторически сложилось. Мне кажется, людей возмутила несправедливость, связанная с арестом Фургала. Думаю, им очень не понравилась эта некрасивая форма показной отставки, кадры в наручниках в СМИ... Народ недавно за него проголосовал, тут речь о справедливом разбирательстве.
- Ваш предшественник на посту председателя реготделения "СР" Михаил Сычев продолжает находиться в СИЗО. Как думаете, тот факт, что он сегодня в изоляторе, повлияет на решение вашего электората?
- Я не знакома с Сычевым, никогда его не знала, не знаю, по какому делу он сидит и так далее. Это все было до меня. Я получила рекомендацию центрального совета "СР", и поэтому сейчас мы будем строить новую объединенную партию. В газете я обращаюсь к своим однопартийцам, которые были вынуждены уйти из-за разногласий с прежними руководителями. Я приглашаю всех вернуться в региональное отделение.
- Прежде вы сказали, что ульяновцы совершили ошибку, выбрав в 2004 году не того губернатора. Но сегодня Сергея Морозова уже нет на посту, президентом временно исполнять обязанности назначен другой человек - бывший сенатор от Московской области Алексей Русских. Вы как к этому относитесь?
- С Русских, к сожалению, раньше мы никогда не пересекались. Зато я не раз встречалась с Владимиром Путиным. Это человек, который не ошибается в людях. И такой выбор, видимо, не случаен. Наверное, на то были причины, такая обстановка на тот момент сложилась. Но окончательное решение будет за жителями Ульяновской области, они - главные. Первые шаги Алексея Русских на посту врио губернатора мне сложно оценить, давайте дадим ему 100 дней.
- У вас остались намерения баллотироваться в губернаторское кресло?
- Да, я буду баллотироваться и в Госдуму, и в губернаторы Ульяновской области.
- Аппарат президента вас согласовал как кандидата?
- Главное по закону, чтобы меня выдвинула партия. Я думаю, это такое большое придуманное облако. Ведь "СР" – парламентская партия, и она уже имеет своего кандидата, это было заявлено еще до смены губернатора в регионе.
- Вы замеряли свой рейтинг? Каков ваш уровень узнаваемости, доверия?
- Я не замеряю свой рейтинг, для этого нужно платить достаточно большие деньги.
- А люди в Ульяновске вас узнают?
- Узнают, но иногда говорят, что в жизни я лучше. Я обычный человек: хожу в магазин, на рынок, без охраны, а со своим супругом, который помогает мне нести сетки с продуктами.
- Где вы сейчас живете?
- Мама живет в той же самой квартире, в которую мы переехали, когда мне было 9 лет. Это такая «хрущевка» в 26 квадратов, где в подъезде 30 лет не делали ремонт, где подвал затоплен нечистотами. Но переезжать она не хочет. Поэтому пока живем в съемной квартире неподалеку от нее, но хотим подыскать и купить себе квартиру где-то рядом.
- Я знаю, что вы - коллекционер китайского искусства. Расскажите об этом?
- Мы с мужем собираем фарфор и клуазоне - это моя страсть уже многие годы. Коллекция очень большая и бесценная! Однажды ко мне в гости приходил бывший посол Китая Лихуй посмотреть экспонаты, взял в руки серию клуазоне два слона, которые несут символ богатства и здоровья, и восторгался его великолепием. Он сказал, что нигде, ни в одном музее, даже в Китае, не видел такого великолепного экспоната.
- Любите готовить?
- Очень, это мое хобби. У меня нет фирменного блюда: это может быть и французская кухня, и русская, и китайская. Поэтому ко мне все любят ходить в гости. Это могут быть и пироги! Рыба со шпинатом - это что-то!
Но есть еще одно супер-увлечение, о котором пока мало кто знает. Я выращиваю высокорослую голубику. Это очень сложная культура, которая распространена больше в Польше, Голландии, Белоруссии, а в России практически нет специалистов. На даче в Подмосковье у меня гектар земли, там опытное поле в 1500 кустов - целая плантация. В прошлом году я впервые собрала приличный урожай, большую часть съели сами, остальное - реализовали. На продажу я пока ягоду не выставляю, раздаю знакомым пробовать бесплатно.
- А живете вы по фен-шую?
- Ой, вот этих слов вы, пожалуйста, не говорите. Живу я по-русски! Бывает, следую языческим традициям, чтобы зеркало не ставить напротив входной двери, например.
- В Бога верите?
- Я крещенная, хожу в храм, у меня есть батюшка. К Богу я пришла во взрослом возрасте, осознанно. Это очень личное.
При участии Алёны Хорьковой