По-своему уникальный рекламный ролик появился недавно на большом угловом экране на Кривом доме в Ульяновске - компания SimbirSoft объявила таким способом о поиске IT-специалистов. Ранее, насколько это известно, никто не использовал для рекрутинга самую дорогую рекламную площадку в городе. Что же происходит с кадрами в ульяновской IT-сфере, если компании вынуждены идти на такие ухищрения?

На необычную рекламу обратил внимание владелец IT-компании MediaSoft Сергей Полуэктов, который написал в Facebook: "Очередная серия сурового ульяновского хантинга. Что там говорите, билборды у офиса? У нас тут видеорекламу на Кривом доме пустили. Эх, дорого, наверное, вышло...".

В самом деле, рынок IT с каждым годом растет и набирает обороты. Постоянно внедряются новые технологии, появляются новые запросы от клиентов и, как следствие, у компаний все больше растет потребность в кадрах и требования к квалификации сотрудников, что усложняет процесс найма и введения в должность.

- Кадровый голод очень серьезный, - подтверждает гендиректор ITECH.group Александр Щербина. - Особенно на технических специалистов и руководителей. И не только в нашем регионе, но и в других. Но в Ульяновске мы это ощущаем сильнее. По данным "Правительства для граждан", в нашем регионе более 250 IT-компаний и мало вузов, выпускающих IT-специалистов, – в Ульяновске их всего два. Отмечу, что IT-сфера — это не только программисты, верстальщики, но и, например, веб-аналитики, таргетологи, SEOшники, и на такие специальности можно выучиться только на дополнительных курсах.

Слова Щербины о ситуации с кадрами объясняют парадокс, который был отмечен Олегом Асмусом в недавнем нашумевшем докладе Центра стратегических исследований, посвященном региональной системе образования: "информационные системы и программирование" - самая популярная специальность в ссузах Ульяновской области, но выпускники очень часто остаются не востребованы на рынке труда, несмотря на кадровый голод в IT-сфере.

В районных техникумах ребятам изначально дают устаревшие знания, выпуская их неконкурентоспособными специалистами. Такая же проблема существует и в ульяновских вузах (системе образования в принципе сложно угнаться за постоянно эволюционирующими технологиями), но там она отчасти решается дополнительными курсами и сотрудничеством с ведущими IT-компаниями Ульяновска.

- В нашем регионе с обучением кадров дела обстоят, на мой взгляд, неплохо, - говорит Александр Щербина. - И главная причина в том, что наши вузы сотрудничают с компаниями. Мы от ITECH.group и ZeBrains организуем дополнительные курсы и даже открыли кафедры в вузах. Наши коллеги MediaSoft и SimbirSoft делают курсы и даже свои школы. Кроме того, в вузах разрешают IT-компаниям помогать составлять образовательные программы.

- Наши вузы хорошо справляются с ролью подготовки кадров, студенты с третьего курса уже работают в IT-компаниях, - отмечает руководитель Корпорации развития интернет-технологий Светлана Опенышева.

Многие компании идут еще дальше и начинают выбирать будущих сотрудников со школьной скамьи, присматривая их на олимпиадах и организовывая факультативные занятия. Но несмотря на эти меры, борьба за кадры в ульяновской IT-сфере происходит нешуточная.

- Кто на что только не идет, чтобы переманить профессионалов. Ряд компаний действует совсем агрессивно, - рассказывает Александр Щербина. - Но это рынок, и если хочешь удерживать и нанимать, придется все эти правила игры принимать и соответствовать требованиям. В целом, определяющими являются три фактора: зарплата, условия труда и сложные проекты, которые помогут тебе нарастить компетенции. Все остальное - это вариации вокруг этих базовых условий. Защищать свои кадры от переманивания все пытаются по-разному. Кто-то «закрывается» от рынка, кто-то завышает зарплату сотрудникам, кто-то специализируется на особых технологиях, знатоки которых не нужны в других фирмах. Но чаще всего это действия вокруг трёх базовых условий, что я указал выше.

Естественно, в таких условиях зарплата IT-специалистов ежегодно растет. Но вот что интересно: на определенном уровне дохода деньги перестают иметь решающее значение.

- Конечно, зарплата должна быть рыночной, но мы в ITECH.group исторически делали упор на корпоративную культуру, которая позволяет чувствовать себя свободным человеком, который может стать кем угодно, - рассказывает Александр Щербина. - И в этих условиях у нас каждый год появляются новые ведущие специалисты, топ-менеджеры и иногда даже партнёры.

Об этом же был и нашумевший рекламный ролик SimbirSoft: специалистов в нем привлекают не обещанием высоких зарплат, а возможностью для творческого самовыражения и самореализации.

Именно тот видеоролик мы показать не можем, потому что он был изготовлен для углового экрана, но вы можете посмотреть другую версию, сделанную для соцсетей. Версия для Кривого дома отличалась дополнительными титрами с перечислением востребованных специалистов

- Это имиджевая реклама, она призвана поддерживать на должном для нас уровне узнаваемость бренда, - говорит PR-специалист ООО «СимбирСофт» Мария Старкова. - Полагаем, будет ошибкой говорить, что мы испытываем дефицит кадров – наша команда выросла на 150 человек за 2019 год, это один из самых высоких темпов среди IT-компаний Поволжья, а в нашем штате – более 700 сотрудников.

Александр Стрельцов