При обследовании здания Художественного музея специалисты обратили внимание, что потолочные перекрытия в нескольких помещениях существенно прогнили, что создает риск обрушения. Сотрудникам учреждения пришлось закрыть самый крупный, западный зал музея, а также помещения, где размещались научные работники и фондохранилище. Ситуация осложняется тем, что музей находится в здании, представляющем высокую историческую ценность, что осложняет проведение там реставрационно-ремонтных работ.
Подготовка к реставрации
Мы побывали в Художественном музее и встретились с его директором Анной Карвалейру. Она рассказала, что около полутора недель назад во всех помещениях учреждения (в том числе и филиалах) начались весенние осмотры. Они нужны, чтобы оценить, как здания «пережили» зиму. «Второй этаж ждал вторую очередь реставрационных работ. Когда мы стали вскрывать крышу, то обнаружили, что перекрытия подгнили и потолок провис. Аварийная ситуация возникла в комнатах научных сотрудников и фондохранилище. Ранее на реставрацию был закрыт и Западный, самый крупный выставочный зал», — пояснила Карвалейру.
Сейчас потолок в хранилище музея выглядит так:
Закрыт и самый крупный, западный зал, который готовят к ремонтным работам:
Сейчас принимаются все меры по купированию ситуации. Вчера, 12 апреля, региональный минкульт выступил с официальным заявлением по данному вопросу и анонсировал проведение в Ульяновском художественном музее противоаварийных работ: замену балок перекрытий, одного окна и изношенных систем электроснабжения и теплоснабжения. Уже разработана проектно-сметная документация.
Разработан план по «переселению» сотрудников и эвакуации фондов из аварийных помещений. Вещи уже готовы к «переезду».
Экспонаты будут перенесены в небольшие залы. Анна Карвалейру пояснила, что несмотря на реставрационные работы, музей продолжит принимать посетителей. Конечно, из-за недостатка площадей выставлено будет меньше предметов, чем обычно. Некоторые экспозиции временно оборудованы в проходных залах.
Потоп на потопе
Здание, в котором располагаются краеведческий и художественный музеи, является одной из визитных карточек Ульяновска, жемчужиной городской архитектуры. Дом-памятник писателю Ивану Гончарову был построен в 1912—1915 годах по проекту известного симбирского архитектора Августа Шоде. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения.
К сожалению, дом преследуют происшествия. На протяжении последних нескольких лет регулярно сообщалось о потопах в помещениях музея. Одна из причин извечных ЧП — зенитные фонари (стеклянные вставки в потолке). Музей раньше заливало чуть ли не ежегодно, и его сотрудникам приходилось хвататься за тряпки и ведра, спасать произведения искусства от воды.
Проблемы у здания есть как изнутри, так и снаружи. Невооруженным взглядом видны треснувшие подоконники, разрушающиеся балконные перила, следы протечек, отвалившаяся лепнина…
Анна Карвалейру пояснила, что объект очень сложный. Это одно из старейших зданий города, и его возраст дает о себе знать. При этом реставрационные работы там проводятся регулярно. В период с 2004 по 2020 год в здании была частично выполнена гидроизоляция фундамента, реставрация центрального фасада, ремонт подвала, кровли, зенитных фонарей, восстановлена аварийная падуга центрального фонаря, проведены ремонтно-реставрационные работы помещений и балюстрады.
Анна Карвалейру отметила, что после глобальной реставрации зенитных фонарей и кровли проблемы с потопами должны прекратиться. «Раньше там были бесконечные протечки. В дождь и снег стояли ведра, лежали тряпки… Все это, конечно, не красит внешний вид музея. Сейчас же кровля находится на гарантии у подрядчика, если возникают проблемы, то он ее ремонтирует. Так, например, в прошлом году был случай, когда под снегом лопнул один фонарь, что летом стало причиной протечки. Неисправность была устранена», — пояснила Карвалейру.
Экс-директор Художественного музея Сергей Жданов пояснил, что подобного рода сложности неизбежны, когда речь идет о старинном здании. Он отметил, что контролю за состоянием особняка и его ремонту уделяется максимум внимания, в том числе и со стороны ответственных лиц среди чиновников. Но, к сожалению, часто ремонт таких зданий из-за его высокой стоимости растягивается на годы. «Но ведь особняк это живой организм, тем более он стоит в очень ветреной зоне и подвержен вредному влиянию различных природных явлений. Это естественный процесс, что материалы изнашиваются и приходят в негодность. Но устойчивость и жизнеспособность здания, в соответствии с данными экспертизы, сомнений и опасений не вызывают», — пояснил Жданов.