73online.ru встретился с депутатом областного Заксобрания от «Единой России» и крупным управленцем из строительного бизнеса Артуром Котельниковым. Это расширенное интервью народного избранника, где он ответил на крайне острые вопросы по проблемам с реформой ТБО и лекарственному обеспечению в Ульяновской области, которые трудно реализуются уже на протяжении нескольких месяцев. Поговорили и о КПРФ, и о предстоящих выборах в городской парламент 2020 года, и о конкурентах в мире политики. Подробнее – в нашем материале.
- Начну издалека. Артур Валерьевич, вы уже полгода работаете в действующем созыве ЗСО. Хочу узнать, как лично вы оцениваете работу своих оппонентов в лице КПРФ?
- Отмечу, что, на мой взгляд, КПРФ работает не конструктивно, профессионалов в их числе практически нет. Есть неплохие отдельные члены фракции, которые имеют управленческий опыт, авторитет, я к таким людям уважительно отношусь. Есть и другие, которые чисто по-человечески высказывают правильную позицию для народа. Но большинство из них попросту пиарится, это их неприкрытый мотив. Я так говорю, потому что нет ни программ вывода из проблем, ни предложений. Никто не подключается к реальной работе, все у них виноваты, все плохо, сняли на камеру. Только такая полемика у наших коммунистов, но, к сожалению, это так не работает. Реальные действия я вижу очень редко с их стороны. Есть в их числе идеологи и руководители, которые подбивают своих товарищей на определенные провокации, саботажи, ведя канву работы всей фракции в сомнительное русло. У них нет интереса договориться с действующей властью, единственный их интерес – набрать политические очки и популярность.
- Уже совсем скоро, в 2020 году, в Ульяновске пройдёт новый избирательный цикл – грядут выборы в городской парламент. Интересно было бы узнать у вас, как у бывшего депутата гордумы: что будет дальше, есть ли достойные люди, которые готовы продуктивно работать с избирателями, кто должен руководить городом?
- Конечно, много ярких и талантливых людей, умеющих эффективно работать. Как из числа действующих депутатов, так и новых. Я считаю, все будет зависеть от отношения людей к той или иной партии. Как будет народ принимать работу «Единой России», ЛДПР или КПРФ, доверив им свои голоса, пока неизвестно. Думаю, многие уже «прозрели» от действий депутатов от левых партий, которые не ведут приемы граждан и не исполняют наказы избирателей, в том числе и за счет собственных источников.
- Однако есть и депутаты от «Единой России», которые не работают в своих округах, это - нормальная история...
- Согласен, наверняка депутаты разного качества есть во всех парламентских фракциях. Но все-таки я убежден, что пока будущее именно за «ЕР», потому что это единственная партия, которая имеет команду, имеет нужный опыт, умеет быть ответственной и добиваться результатов. И при прочих равных условиях, сравнив КПД разных партий, «ЕР» даже при имеющейся критике имеет большую эффективность.
- Тогда перейдём напрямую к эффективности. Сейчас вы работаете сразу в двух комитетах Заксобрания - по ЖКХ и соцполитики. В повестке сегодняшнего дня на какие наиболее острые проблемы стоит обратить свое внимание нынешней исполнительной власти? Давайте начнем с социальной сферы, где множество сложностей с лекарственным обеспечением и банкротством аптечной сети АО «УльяновскФармация». Какие тревоги есть на сегодняшний день?
- Что касается финансовой несостоятельности и ликвидации аптечной сети «УльяновскФармация» в регионе, то лично меня конкретно беспокоят многомесячный дефицит лекарственного обеспечения и нерешение проблемы самой процедуры банкротства. Еще в ноябре 2018 года мы с коллегами по ЗСО определились с тем, что необходимо решить проблему с дефицитом лекарств, были даны поручения министерству здравоохранения.
Надо сказать, что дефицит был в том числе по причине сбоя федеральной информационной программы по торгам, которую айтишники решали несколько месяцев.
В разрезе каждого медицинского учреждения имеются перебои с поставками лекарств. Очень плохо, что нехватка медикаментов никак не ликвидируется, ведь решение этой проблемы – безотлагательная задача! Согласитесь, что обеспечение больниц такими очевидными вещами, как бинты, йод, глюкоза, физраствор, группой препаратов, необходимых для реанимации, является жизненно важным. Они по значимости выше областных программам по цифровизации или установке уличных камер видеофиксации. Лекарства находятся в числе первоочередных потребностей, но пока мы видим в отчетах этот дефицит, эта проблема не закрывается.
- Какова ваша позиция по этому поводу?
- Я считаю недопустимым прекращение функционирования государственных пунктов продажи фармацевтической продукции в Ульяновской области. Это касается закрытия определенного числа государственных аптек с льготными лекарствами и собственным производством по тем направлениям, где они были популярны. Понятно, что руководством этой организации были допущены ошибки, и следственный комитет сейчас это разбирает. Но важнейшая обязанность министерства сейчас эту проблему срочно урегулировать. Более того, согласно плану, она должны была решиться еще в декабре 2018 года, ведь сложности возникли еще в конце лета. Неправильно, что это до сих пор в подвешенном состоянии и не решается. Сейчас всего закрыто 42 аптеки по региону в различных муниципалитетах, своих рабочих мест лишилось 300 сотрудников АО «УльяновскФармация». Главы районов, в частности, в моем избирательном округе были никак не готовы к скоропалительному закрытию аптечных пунктов. Эта проблема с 2018 года и продолжается в 2019-м. Рассчитываю, что новый министр здравоохранения Ульяновской области Сергей Панченко в скором времени ее решит.
- Но губернатор на одном из последних аппаратных совещаний уже раскритиковал минздрав за отсутствие решительных действий по созданию новой государственной аптечной сети, как было обещано… В чем подоплёка?
- Подоплека в том, чтобы для населения оставить аптеки в самых популярных и удобных местах с площадью, достаточной для товарного запаса, широкого ассортимента и возможного производства.
- Например, государственно-частное партнерство не сможет решить эту проблему?
- Часть моих коллег-депутатов высказывает мнение, что если аптеки будут в частных руках, то власти региона теряют контроль над ценообразованием и обеспечением лекарствами льготных категорий граждан. Сложно регулировать цены, если нет государственной сети, чтобы балансировать. Частники могут выставить завышенные цены, и человек будет вынужден по ним покупать. А насколько они будут добросовестно предоставлять медикаменты льготникам, вообще отдельный вопрос.
Я считаю, что нужно в рамках закона ускорять процедуру банкротства АО «УльяновскФармация», учитывая интересы населения, и создавать полноценную сеть с финансированием из областного бюджета. Конечно, вариант передачи аптек частным фирмам тоже возможен, но он более дорогой.
- Предлагаю перейти к обсуждению коммунальной темы. На ваш взгляд, в чем кроются сложности в реализации мусорной реформы? Сейчас она у всех на слуху, и людям интересно, как грамотно решать возникшие проблемы для обычных потребителей и представителей бизнеса?
- Сама реформа правильная, однако реализуется с серьезными трудностями, возникло огромное количество недовольных людей, организаций, социальных объектов. Тарифы за вывоз мусора подорожали, а операторы некоторых территориальных зон ненадлежащим образом и с различной степенью эффективности справляются с этой задачей. Суть реформы – уйти от методов захоронения отходов к их переработке. В идеале должны быть созданы перерабатывающие сортировочные станции, а в конечном итоге - заводы по утилизации и уничтожению отходов. На все отведены определенные сроки. За счет повышения тарифов эта индустрия должна сформироваться и эффективно работать.
В нашем регионе по территориальной схеме было установлено всего пять зон – пять операторов. Сейчас определилось четыре, по южному округу оператор еще не определен из-за большой отдаленности от областного центра. На первом этапе мусор будет все равно захоронен, так как по факту не у всех операторов есть возможность переработки ТБО. Создание мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов – это серьезное финансовое вложение. По сути, региональный оператор должен быть одновременно и инвестором. На сегодняшний день мы понимаем, что не все представители бизнеса готовы к такой масштабной работе. Поэтому сейчас было поручено региональному министерству экологии и цикличной экономики переработать эту схему совместно с Экологической палатой и спецкомиссией в Заксобрании из числа депутатов.
Операторы различные. Если первый владеет и материально-технической базой, и автопарком, и собственным пунктом сортировки, то некоторые компании тендеры выиграли, но процесс организации сортировочной линии у них только в зачатке. Мы с вами прекрасно понимаем, что реформа нужна как для экономики региона, так и для населения. Министерство, конечно, мониторит эту ситуацию, но нужно время для реализации реформы и улучшения менеджмента министерства, которое будет способно управлять и контролировать процесс.
- С какими конкретно проблемами Ульяновская область и профильное министерство столкнулись сегодня?
- Основных проблем несколько. Первая: отдельные операторы всем поголовно пытаются выставить платежки по новым тарифам, даже по тем территориям, где услуга не оказывается вовсе.
К нам в ЗСО приходили представители гаражных кооперативов, рассказали, что им выставили расценки по нормативу, а не по факту вывоза мусорных контейнеров, как это было раньше. Например, есть три контейнера, два раза в неделю их забирают и за этот объем гаражники платят. Сейчас же это зависит от площади, от количества участников и других параметров, и в одностороннем порядке выставляются платежки.
Вопрос стоимости вывоза мусора может решаться путем двусторонней выверки объемов в актах выполненных работ, как делает это первый оператор.
Как мы сегодня разобрались, на самом деле гаражные кооперативы имеют право заключить с оператором договор по факту вывоза мусора. Подняли вопрос и поручили министерству создать определенную комиссию, чтобы разобраться с теми территориями, где счета на оплату выставляются, а услуга не предоставляется. Этих территорий множество, необходимо их качественно промониторить и выявить. На некоторых территориях Ульяновской области люди жалуются на то, что мусор вывозится из рук вон плохо.
Я не думаю, что мы должны учить профильные ведомства исполнительной власти работать. Ответственность министерства экологии заключается в том, чтобы и эту проблему решить гибко, с учетом региональных особенностей. Понятно, что это проблема в масштабе всей страны и касается большинства регионов, нужно запастись терпением, в одночасье она не решится. Но вопрос в том, что реформой нужно управлять, иначе результата не достичь.
- А какие есть механизмы влияния на этих «мусорных» операторов?
- Министерству нужно определить механизмы ответственности и гарантий предоставления качественной услуги по вывозу ТБО. Должна быть заложена ответственность за то, как вывозится мусор, насколько качественно, с какой регулярностью. Причем некоторые операторы сами не возражают, там есть здравомыслящие люди. Пока никто не обрисовал эту ситуацию и депутаты облпарламента не услышали внятных объяснений по методам работы профильного ведомства в этом направлении. Мы поручили сформировать дорожную карту с определенными сроками выполнения, чтобы эта проблема была решена.
- Но ведь есть такие случаи, особенно в зимнее время года, когда мусорная машина не может въехать на дворовую территорию многоквартирного дома из-за плохо очищенных подъездов или припаркованных авто. Как в этой ситуации быть?
- Вопрос неоднозначный. При определенном подходе с этих территорий раньше мусор вывозился малогабаритным транспортом, который мог свободно маневрировать в конкретной придомовой территории. Конечно, муниципалитеты должны разработать и предоставить программы по подготовке подъездов к дворам. Поэтому комиссия должна выработать грамотный компромисс, где город закладывает ремонт по мере своих возможностей на подъездные дороги.
Безусловно, сама реформа преследует правильные цели для населения и страны: мы не должны закапывать мусор в землю, скоро уже места не будет. Его нужно перерабатывать или сжигать, как это делают в Европе. Сможет ли областное министерство решить эти вопросы? Время покажет, но мы очень на это надеемся.
Дарья Косаринова