Рынок общепита входит в самый жесткий кризис за свою историю. По подсчетам Федерации рестораторов и отельеров России, выручка некоторых ресторанов из-за пандемии коронавируса снизилась на 90%, а перед закрытием заведений с 28 марта по 5 апреля люди стали ходить в них на 50-90% меньше не только из-за страха заразиться, но и ради экономии. Многие рестораны, закрывшись на "каникулы", подключают сейчас доставку. Директор группы компаний "Другие рестораны" Ольга Акулина рассказала 73online.ru, как развернуть новый бизнес в интернете за шесть часов и что говорят клиенты, когда заказ им привозят топ-менеджеры ресторанного холдинга.

С 28 марта ульяновские рестораны, как и почти весь остальной малый и средний бизнес, закрылись на карантин из-за коронавируса. Пока одни бизнесмены подсчитывают убытки, другие пытаются перестроить работу. Ольга Акулина, директор ГК "Другие рестораны" (грузинский ресторан «Антресоль», мясной ресторан «Gonzo», кофейня «Вольсов»), удивила всех, буквально сразу сообщив о начале работы службы доставки еды в Ульяновске. Своим опытом она поделилась с 73online.ru:

- Доставку из ресторанов мы делаем уже третий раз. Первые два нами рассматривались как дополнительный доход и загрузка производств ресторанов. В результате мы пришли к выводу, что продукт у нас не особо доставочный, и основной бизнес по обслуживанию гостей в ресторанах для нас более приоритетен. В этот раз мы создавали не придаток к основному бизнесу, а трамплин к выживанию, так как альтернативы хоть как-то загрузить наши производства просто нет.

Для организации онлайн-сервиса доставки "Другие рестораны" воспользовались готовой платформой, которую рестораторам предлагает ульяновская IT-компания Ecwid Руслана Фазлыева. До конца года пользоваться ею можно бесплатно.

- Доставку по факту развернули всего за 6 часов, - рассказала Ольга Акулина. - Сами разобрались с платформой интернет-магазина "Эквид", которую сейчас ребята предлагают бесплатно, входя в сложное положение участников рынка. Прикрутили с помощью друзей-айтишников магазин к нашему сайту, параллельно заполняя каталог. Всё, анонс, и через 30 минут прилетает первый заказ, который по факту и повезли тем же вечером, хотя планировали стартовать на следующий день.

По ее словам, доставкой занимается весь топ-менеджмент ресторанного холдинга и сами собственники. "Но не стоит удивляться встрече на пороге с Дмитрием Акулиными или Артёмом Васиным. Про Васина клиенты, не зная его лично, написали в отзыве, что он очень приятный молодой человек... Все участники осознанно включились в процесс, в доставке работают одни добровольцы, за что им огромное спасибо, мы - команда! На каждом берегу Волги по два курьера, итого - четыре человека в смену", - пояснила ресторатор.

- Если сравнивать с показателями прошлых раз, когда мы запускали доставку, то заказов много, - продолжает Ольга Акулина. - Если сравнивать с выручкой ресторанов, то, конечно, это не тот объём даже в прыжке. В нашем случае запуск доставки - это попытка обеспечить хоть какой-то денежный поток в компанию для выполнения своих обязательств перед нашими коллективами. Сейчас мы "сушим" остатки, то есть готовим только то, на что есть продукты в ресторанах, а дальше, смотря как развернётся ситуация, уже будем формировать матрицу, исходя из спроса.

На вопрос, поможет ли доставка пережить кризис, Ольга Акулина ответила, что конкретно ее компании она позволит продержаться дольше, чем если бы ГК ничего не делала: "Если карантин затянется до мая, то всё будет, мягко говоря, сложно, но мы не станем опускать руки. Помимо доставки еды, мы запустили линейку полуфабрикатов, что тоже получило спрос у аудитории. Также мы постоянно онлайн и проводим кулинарные эфиры, где учим наших гостей готовить из магазинных продуктов. Ещё хочется добавить пару слов благодарности нашим гостям, которые поддержали инициативу, ведь каждая покупка доставки или самовывоза - это ваш вклад в сохранение коллективов".

Александр Стрельцов